Критерии подбора кадров остаются прежними, несмотря на бунт избирателей, — это личная преданность и клановость.
После поражения «Единой России» во Владимирской области и Хабаровском крае к теме губернаторских выборов довольно неожиданно вернулась Ксения Собчак. Пока удивление от провала единороссов еще свежо, она поторопилась заявить, что готова стать оппозиционным кандидатом на выборах градоначальника Санкт-Петербурга (эту должность с 1991 по 1996 годы занимал ее отец, Анатолий Собчак).
Услышав заявление бывшей соперницы Владимира Путина в борьбе за пост главы государства о том, что она готова побороться за власть в северной столице, многие сразу вспомнили: именно такие слухи и ходили, когда она «встраивалась» в президентскую кампанию. Что «обкатают» Ксению Собчак на самых крупных выборах, но не для того, чтобы получить какой-то конкретный результат, а с целью перевести ее в категорию политиков федерального масштаба. А затем выдвинут в губернаторы Санкт-Петербурга — на пост, за который традиционно борются все основные питерские кланы в Москве (хотя других при Владимире Путине, почитай, практически и не осталось).
Это досрочное и давно запланированное (разумеется, если верить околокремлевским слухам) выдвижение Ксении Собчак весьма показательно. Оно свидетельствует о том, что Кремль поступательно реализует свои планы, несмотря на небольшое землетрясение на региональных выборах в четырех регионах, где кандидаты от «Единой России» не смогли победить не только в первом, но и во втором туре (в Приморье итоги выборов отменены, а в Хакасии прежний руководитель просто снял свою кандидатуру). Реальная политика — реальной политикой, но план надо выполнять, видимо, считают, в окружении первого замглавы президентской администрации Сергея Кириенко, который курирует внутреннюю политику.
И эту точку зрения явно разделяет и лично Владимир Путин. Ходят слухи, что Кириенко вместе с главой администрации Антоном Вайно ходили к нему на прием. О чем конкретно говорили — неизвестно, но в итоге Владимир Путин назначил трех новых исполняющих обязанности губернаторов. Это произошло в двух ставших именно сейчас проблемными регионах, а также в одном «плановом».
В Кабардино-Балкарии, где недавно случились массовые столкновения представителей двух «титульных» населяющих республику народов, вместо Юрия Кокова назначили врио Казбека Кокова, сына еще одного Кокова — тоже экс-президента КБР. В Приморье, где вот-вот должны пройти новые выборы губернатора взамен отмененных по итогам второго тура, перебросили бывшего уже сахалинского губернатора Олега Кожемяко.
Он там, скорее всего, приживется не хуже Кокова — младшего в Кабардино-Балкарии. Свою карьеру Кожемяко, можно сказать, начинал в команде легендарного приморского губернатора Наздратенко, которого Владимир Путин грозился уволить еще не будучи президентом. Но тот продержался еще много лет.
Иное дело Астраханская область — тут вместо губернатора Жилкина президент назначил Юрий Морозова из таможенного ведомства, который до этого был советником главы Минобороны, а еще раньше работал в ФСО, где, как ходят слухи, был одним из личных телохранителей Владимира Путина.
Несмотря на приморский казус и другие ситуации, в которых избиратели прокатили кремлевских ставленников, президент все равно двигает в губернаторы своих доверенных людей, чьи управленческие качества, скажем так, мало кому известны.
При этом ходят слухи, что это не последняя такая перестановка и в ближайшее время еще 5-7 регионов сменят руководителя. Новые назначенцы должны будут подтвердить свои полномочия на выборах осенью 2019 года. И говорят, что среди них будет еще несколько никому не известных «технократов», вся значимость которых исчерпывается тем, что президент верит в их личную преданность.
Итак, критерии подбора кадров остаются прежними, несмотря на бунт избирателей, — это личная преданность и клановость. И никакие слухи о том, что Кремль якобы напуган происходящим, на этом фоне не подтверждаются. Или там и правда верят собственной выдумке о том, что все эти вторые туры были спецоперацией по укреплению режима, или никто просто не рискует сказать президенту, что пришло время отказываться от простых решений и искать требующие усилий, но более надежные пути к удержанию власти. Пока это вообще еще возможно.
Иван Преображенский
Источник: