Политические скандалы не затихают, однако и власть тоже активно запускает их сама с целью уйти от негативных новостей.
Последняя надежда — канализировать и кастрировать протест.
Главные темы конца июня — чемпионат мира по футболу в России и решение правительства о повышении пенсионного возраста. Причем обе они по-прежнему идут «в комплекте».
После того как о пенсионной псевдореформе было заявлено в день открытия первенства мира никто не сомневался, что сделано это для того, чтобы население отвлеклось на футбол и забыло о пенсиях. Этого не случилось — решение оказалось слишком резонансным, и начались даже первые протестные акции. Ходят слухи, что такой активности от россиян авторы и лоббисты повышения пенсионного возраста не ожидали. Поэтому пришлось срочно заняться «моделированием информационного поля» и сменой повестки дня, чтобы от слов россияне не перешли активно к делу. То есть полноценному общенациональному протесту.
Для начала, если верить слухмейкерам, в бой была брошена Федерация независимых профсоюзов — то есть давно уже забронзовевшие бонзы. Удивление от того, что именно они сразу же оказались на переднем фланге борьбы против повышения пенсионного возраста, быстро прошло, потому что появились слухи, что эта их деятельность одобрена свыше. ФНПР якобы разрешили протестовать, чтобы она «отжала» эту тему у оппозиции и неподконтрольных Кремлю малых и реально независимых профсоюзов и не допустила политизации протеста.
Именно ФНПР после того как закончится Чемпионат мира по футболу якобы разрешат организовать «официальные» протестные митинги и шествия. Остальным желающим отказывают уже сейчас и явно не станут разрешать и дальше. Таким образом, власти рассчитывают канализировать и кастрировать протест.
Второй ход в этой кампании — смена информационной повестки дня. Отвлечение россиян через медиа и соцсети от обсуждения темы пенсионного возраста. Вначале в соцсетях появился «темник» для телевидения, то есть якобы набор кремлевских рекомендация о том, как надо освещать пенсионную реформу. Судя по тому, что в эти дни передавали государственные медиа и лояльные Кремлю эксперты — в общих чертах бумага и правда передавала ключевые тезисы официальной пропаганды.
Правда, собственно списком указаний она была вряд ли — скорее именно набором тезисов, которые набросали на скорую руку какие-то аналитики по заказу кремлевской администрации, которая затем уже сама четко сформулировала ключевые пункты и передала их на телеканалы и в другие подконтрольные СМИ. Однако эта стратегия либо практически сразу же была заменена, потому что не сработала и рейтинги власти, включая президентский рейтинг, продолжили падение, либо, что более вероятно, оказалась лишь первым шагом.
Для второго шага, как считает источник, близкий к управлению внутренней политики администрации президента, вновь пригодился такой универсальный инструмент, как ЧМ-2018. Речь о внезапно поднявшейся волне обсуждения и осуждения морального облика российских женщин, якобы занявшихся безудержным сексом с иностранными болельщиками.
Всего за пару дней соцсети и почти все медиа заполнились обсуждением «слишком свободных нравов россиянок» и ответной дискуссией о низкой привлекательности в сексе и отталкивающей внешности российских мужчин. К кампании, как говорят, сразу подключились и так называемые «фабрики троллей», появились даже откровенно противозаконные инициативы по созданию баз данных «гулящих» болельщиц с целью их последующего наказания.
Слухмейкеры объясняют это так: раз не помог чемпионат сам по себе, то власти для отвлечения внимания от пенсионной реформы решили использовать темы, весьма условно относящиеся к футболу, зато прямо связанные так любимыми россиянами моралью и нравственностью. Желательно, разумеется, чужой.
Тем временем политическая жизнь шла своим чередом. Путин заканчивает послевыборную стабилизацию, потому что состояние неуверенности дорого далось российским политическим функционерам и околокремлевским кланам. Они пересобачились между собой в борьбе за власть. В итоге, изменения (по крайней мере, административные и кадровые) оказались не так значительны, как многие ожидали. И вот теперь, после перетряски правительства и костяка кремлевской администрации, президент завершает перестановки в оставшейся части вертикали врасти, назначив своих полномочных представителей в федеральных округах. При этом никакой реформы полпредств, о которой слухи ходили как минимум последние полтора года, не случилось. Заменили только нескольких чиновников персонально.
В соответствии с указами президента, свои посты сохранили полпреды в СЗФО, полпред в Сибирском федеральном округе и полномочный представитель главы государства в ЮФО — соответственно, Александр Беглов, Сергей Меняйло и Владимир Устинов. Еще раньше, в мае, утверждая состав нового состава правительства, подтвердил свои полномочия в качестве вице-премьера и полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Двое были уволены — в полном, надо заметить, соответствии со слухами, которые ходили ранее. Это Олег Белавенцев, бывший первым полпредом в Крыму, а потом переведенный на Кавказ, и Игорь Холманских, грозивший привезти в Москву рабочих с «Уралвагонзавода» разгонять оппозицию. Его кстати, не забыли — и сразу перебросили назад, на «Уралвагонзавод».
Условных новичков трое: это Николай Цуканов в Уральском федеральном округе, Александр Матовников, который как Герой России и замкомандующего сил спецопераций главного управления Генштаба отправился в неспокойный Северо-Кавказский округ и бывший министр связи и экс-помощник президента Игорь Щеголев, который стал полпредом в Центральном федеральном округе (эта должность была вакантна с того момента, как занимавший ее с прошлого года Алексея Гордеев стал вице-премьером и министром сельского хозяйства в новом правительстве Дмитрия Медведева).
Таким образом перестановки во власти в целом закончены. Теперь слухи будут в основном касаться не Москвы, а регионов или, точнее, региональных властей, которых в сентябре ждет Единый день голосования.
Иван Преображенский
Источник: