В центре внимания остаются неформальные соглашения региональных элит с федеральным центром.
За вполне реальные уступки Москва расплачивается символическими компенсациями.
На следующий день после проведения «прямой линии» Владимира Путина главной темой для новых околополитических слухов стали ее возможные кадровые и стратегические последствия. В первую очередь, речь, конечно, о губернаторах.
О том, что кого-то из глав регионов могут по итогам «прямой линии» уволить, разговоры шли с конца мая. Источник, близкий к управлению внутренней политики президента, говорит, правда, что в ближайшее время такой возможности нет. Однако он подтверждает вероятность таких отставок сразу после Единого дня голосования в сентябре.
Эта схема не нова, напоминает источник, так делалось, например, в 2017 году, когда рекордное число губернаторов освободили свои кресла именно сразу после выборов, чтобы у их преемников был целый год, чтобы подготовиться участию в следующей избирательной кампании.
Стоит сразу отметить, что один из самых ярких слухов — о неизбежности отставки главы Крыма Сергея Аксенова — пока не оправдывается. Но при этом президент Путин накануне своей «прямой линии» уволил глав МВД и МЧС Крыма, то есть как раз тех двух силовиков, кто был лоялен не Москве, а лично главе республиканского правительства. Это серьезный сигнал, оба министра заняли свои посты в 2014 году — сразу после установления на полуострове даже не непосредственно российской администрации, а еще только пророссийской, но формально украинской.
И все же это пока не отставка. Однако Аксенов явно ослаблен и должен сейчас срочно искать понимания у нового куратора Крыма Виталия Мутко. Его персоне Владимир Путин в ходе «прямой линии» посвятил целый отдельный пассаж — дав понять, что «непотопляемый» Мутко таким и останется. Спорить с вице-премьером сейчас никому явно не с руки — он в фаворе у главы государства. Так что если Аксенов не найдет общего языка с Мутко, то решение заменить главу Крыма к осени может как раз и дозреть.
Помимо Аксенова телеграм-каналы пугают сентябрьской отставкой также губернаторов Владимирской области и Ставропольского края, как слишком откровенно демонстрирующих свою оторванность от народа. Однако ими список тоже не исчерпывается. Говорят, что под вопросом, например, еще и Томская область. Ее губернатор Сергей Жвачкин занял свой пост в марте 2012 года и вполне может отправиться досрочно на покой. За его спиной, как говорят, стоит всемогущий Игорь Сечин, однако ходят слухи, что президенту не слишком понравился излишне самоуверенный тон главы Томской области вовремя «прямой линии», так что он тоже угодил в список тех, чье будущее будет решаться в сентябре.
Всего же в этом перечне не менее десятка региональных начальников — в ближайшие месяцы за ними будут усиленно следить управление внутренней политики и контрольное управление президента.
Договариваться, впрочем, вынуждены не только действующие региональные начальники, но и те, кто мог бы побороться с ними за губернаторский пост. В Москве, например, накануне выборов мэра анекдотический случай произошел в партии «Яблоко». Прошли праймериз, решалось, кто будет баллотироваться осенью на пост мэра. Выиграл популярный в своей политической тусовке, но малоизвестный горожанам активист Яков Якубович. Однако сразу после трудной победы и публичных обвинений со стороны главы московского отделения «Яблока» Сергея Митрохина в адрес партийного руководства победитель предварительных выборов неожиданно снял свою кандидатуру. Причем в пользу все того же Митрохина. Говорят, что в конфликт якобы лично вмешался неформальный лидер партии Григорий Явлинский.
Злые языки к тому же добавляют, что перед этим ему могли позвонить из мэрии Москвы и попросить «вернуть Митрохина», потому что он лучше вписывается в уже выстроенный сценарий предвыборной кампании. Власти прозрачно намекнули, что только у главы московского отделения партии есть шанс собрать нужное для регистрации число подписей муниципальных депутатов.
Похожая история, кстати, произошла с «Яблоком» и в Псковской области, где вместо Льва Шлосберга, обладающего широкой узнаваемостью, в том числе и федеральной, партия предпочла выдвинуть мало кому известного «крепкого хозяйственника» Виталия Аршинова, у которого явно гораздо меньше шансов побороться за первое место с кандидатом от власти Михаилом Ведерниковым.
«Договорняком» завершилась (толком и начавшись) реальная предвыборная кампания и в Новосибирске. Мэр города коммунист Анатолий Локоть вполне серьезно собирался побороться за губернаторский пост. Однако ему недвусмысленно намекнули, что в этом случае он рискует не только не избраться, но и привести свой город к тому же, к чему пришел недавно Екатеринбург — отмене прямых выборов мэра. В итоге, Локоть решил, что Новосибирск «стоит мессы» и отказался от выдвижения своей кандидатуры на губернаторских выборах.
Таким образом, очевидно, что региональные элиты не имеют возможности прорваться к власти даже в собственных регионах. Тем не менее, они пока не бунтуют, а, судя по слухам, предпочитают договариваться, получая символические компенсации за вполне реальные уступки.
Иван Преображенский
Источник: