В то же время, в этом процессе важно соблюдать здравый смысл, чтобы он не пошел дальше.
Минюст России в течение года проверит активность половины зарегистрированных политических партий. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе министерства. Это связано с истечением семилетнего срока, в течение которого они были обязаны принять участие в выборах любого уровня. В случае несоблюдения требования партию ожидает ликвидация по решению Верховного суда.
Ранее глава ЦИК Элла Памфилова уже спрогнозировала, что такая судьба ожидает около трети всех партий. На данный момент в списке официально зарегистрированных в России политических партий числится 61 организация.
Понятно, что значительная часть из них — это организации-спойлеры. Однако многие люди, имеющие представление о том, как устроена нынешняя российская политическая система, не могут не начать беспокоиться по поводу того, что под соусом борьбы против сугубо «бумажных» проектов «под раздачу» могут попасть хотя и не очень крупные, но реально существующие политические организации. И что вообще все это в целом может стать началом очередного закручивания гаек во внутренней политике.
Впрочем, опрошенные обозревателем «Росбалта» эксперты пока не разделяют такие опасения.
«Проблема не в том, что количество партий в стране будет сокращаться. Кого из тех, что там сейчас ликвидируют, жалко? Все это партии, существующие исключительно на бумаге. Главная проблема в отказе регистрации новых партий, в отсутствии допуска всех зарегистрированных организаций к участию в выборах», — сказал руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Он напомнил, что в 2012 году, после реформы нашей партийной системы, все зарегистрированные партии допускались до участия в выборах. Затем в 2014 году были введены поправки в законодательство, согласно которым в выборах без предварительного сбора подписей избирателей могли принимать участие только те организации, которые имели депутатов в Госдуме или региональных заксобраниях.
Другая проблема нашей партийной системы, по мнению эксперта, состоит в отсутствии права партий объединяться в предвыборные блоки. Еще один вопрос, по его словам, заключается в том, «что некоторых политиков у нас ни при каких обстоятельствах не допустят до участия в выборах и не дадут создать им собственные партии».
«Судьба же партий-пустышек — это то, что вне общественного интереса, что волнует очень узкий круг людей», — говорит политолог. Калачев отмечает, что многие из зарегистрированных Минюстом партий «создавались как активы отдельных граждан для продажи партийных франшиз под создание партийных блоков». Когда же создание предвыборных блоков не разрешили, «этот актив стал убыточным», добавил он.
«Я не вижу проблемы в том, что в результате этой ликвидации, скажем, Андрей Богданов (известный политтехнолог, ставших одним из основных учредителей десятка политических организаций, — „Росбалт“) потеряет большую часть созданных и зарегистрированных им партий. Или, что будут ликвидированы партии, которые сами не возражают против своей ликвидации», — сказал Калачев.
В то же время он уверен, что «тем партиям, которые прошли квалификацию, то есть, участвовали в федеральных и региональных выборах, ликвидация не грозит. „Яблока“, „ПАРНАСа“, например, это не коснется».
Декан факультета политических наук Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов также не опасается, что Россия вернется к не столь уж давним временам, когда все зарегистрированные в стране партии можно было легко пересчитать по пальцам. «Дело в том, что партии, которых лишат регистрации за неучастие в выборах, не принимали в них участия не потому, что им кто-то особенно это запрещал, а потому что это были преимущественно коммерческие проекты, которые оказались невостребованы после того, как в 2014 году были внесены некоторые изменения в избирательное законодательство», — сказал он.
Эксперт также напомнил, что соответствующее законодательство образца 2012 года «было очень разрешительным» — в частности, все официально зарегистрированные партии освобождались от сбора подписей для участия в выборах. «Это делало партии, которые создавались „на продажу“, то есть, в коммерческих целях, достаточно привлекательным товаром. Вы могли (естественно, не бесплатно) договориться с ее создателями и участвовать в региональных или муниципальных выборах», — пояснил Голосов. Однако, по его словам, «как только ввели сбор подписей для партий, не представленных в Госдуме, оказалось, что их использование не особенно выгодно, и они стали сходить на нет».
Первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин также полагает, что беспокоиться пока особенно не о чем, поскольку «ликвидируются партии, которые и так никому не были нужны, те, которые создавались семь лет назад „на всякий случай“ и уже не интересны даже своим учредителям. Пока речь идет о ликвидации „бумажных“ партий».
В то же время, он считает, что в этом процессе «важно соблюдать здравый смысл». «Удастся ли отделить реальные партии, которые участвуют в выборах, имеют свою идеологию, присутствующие в публичном пространстве, от организаций, существующих только на бумаге — это большой вопрос», — говорит эксперт.
Александр Желенин
Источник: