Госдума приступила к повышению налогов — за счет обычных граждан и в ущерб развитию экономики, утверждает парламентская оппозиция.
Правительственный законопроект о повышении НДС с 18% до 20% заручился во вторник поддержкой в Госдуме в первом чтении, в основном, депутатов из «Единой России». Представители других думских фракций отказались, по их выражению, латать бюджетные дыры за счет простых граждан и в ущерб экономическому развитию страны.
Официальный представитель правительства по законопроекту замминистра финансов Юрий Трутнев сообщил, что налог поднимут с 1 января 2019 года. При этом он подчеркнул, что правительство идет на ужесточение налогового бремени не по своей воле, а ради выполнения президентских указов. Повышение НДС позволит ежегодно пополнять федеральную казну на 630 млрд рублей. Эти деньги останутся внутри страны, заверил Трутнев. «Средства будут направлены на реализацию важнейших национальных целей в социальной области, в области развития инфраструктуры, а не пойдут, например, на выплату внешнего долга», — заметил замминистра.
При этом повысят только основную ставку НДС. Нулевая, а также льготная ставка этого налога в 10%, действующая в отношении некоторых категорий социально-значимых товаров и услуг, сохранится в неизменном виде, пообещали в правительстве.
На вопрос депутатов, почему правительство решило повысить именно НДС, Трутнев ответил, что «это налог с максимально широкой ставкой и максимальным эффектом для доходов бюджета». При этом чиновники готовы при доработке документа ко второму чтению смягчить налоговую нагрузку для некоторых категорий налогоплательщиков.
Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров добавил, что повышение НДС станет «наименее болезненной мерой», поскольку речь идет о росте косвенного, а не прямого налогообложения. Он заявил, что основная нагрузка ляжет на бизнес, и он, мол, согласился внести вклад в решение социальных проблем.
Ему не поверили представители оппозиционных думских фракций, которые убеждены, что основной удар придется именно по обычным гражданам. «400 из 600 млрд рублей, которые вы хотите дополнительно собрать, заплатит именно население», — заявил либерал-демократ Михаил Катасонов. Коммунист Михаил Щапов добавил, что бизнес просто переложит лишние расходы на покупателей, потому что «снижение издержек — базис любого предпринимательства».
Несогласные депутаты обвинили правительство в том, что оно избрало самый легкий и ошибочный путь. «Решается исключительно фискальная задача — максимально быстро собрать налоги, а задачи роста экономики уходят на второй план», — заметил Катасонов. Его коллеги по фракции также фактически уличили правительство в откровенном «мухляже». Так, в тот же день депутаты одобрили снижение акцизов на бензин, чтобы остановить рост цен, но законом о повышении НДС тут же смазали ожидаемый эффект. «У вас в цене топлива НДС больше, чем акциза, и поэтому изменение ставок сразу же на всем скажется», — указали чиновникам в ЛДПР.
Другие депутаты опасаются, что повышение НДС вызовет очередной виток инфляции, сдерживанием которой так озабочены в правительстве и ЦБ. Однако Трутнев заверил, что по инфляции стоит ожидать максимум «плюс одного процентного пункта», который, по его словам, проявит себя только в первом квартале следующего года. «Риски инфляции позволят удержаться на уровне в 4-4,5%, который мы планируем на 2019 год», — сказал он.
Аргументы депутатов возмутили Макарова. «Это уже не дискуссия, а митинг», — неодобрительно заметил глава думского комитета. В ответ же на возражения коллег о том, что повышение НДС вызовет рост цен на товары и услуги уже с конца нынешнего года, Макаров заявил, что в таком случае придется винить не правительство, а «алчность людей». «Это алчность тех, кто вообще не хочет платить какие-либо налоги», — возмутился Макаров. Он напомнил, что в 90-е годы в России жили с НДС в 28%, а предлагаемая ставка в 20% была отменена всего несколько лет назад. «Так что это возвращение к прошлой системе», — призвал успокоиться депутатов Макаров.
«В СССР вообще такого налога не было, нам его втюхали американцы в начале 90-х годов, хотя у них самих такого нет. И сделали это с одной целью — понизить конкурентность готовой российской продукции», — заявил коммунист Николай Арефьев. В КПРФ убеждены, что, повышая НДС, правительство идет на поводу у сырьевого бизнеса. «Это компенсация олигархам за санкции, чтобы они продолжали поддерживать власть», — сказал коммунист Валентин Шурчанов.
В «Справедливой России» уверены, что от повышения НДС выиграют именно экспортеры нефтегазовой продукции, которым государство в полном объеме возвращает уплаченный налог. «Выиграют экспортеры нефти, газа, руд. Все изменения принимаются только в поддержку сырьевого экспорта или финансового сектора», — возмутился «эсер» Валерий Гартунг. Он убежден, что повышение НДС не просто ударит по карманам простых граждан, а приведет к снижению темпов экономического роста.
Оппозиционеры предложили альтернативное решение — вместо повышения НДС перейти к прогрессивной шкале НДФЛ. «Если мы введем прогрессивный подоходный налог, соберем для бюджета в четыре раза больше денег», — увещевал представителей правительства Гартунг. Однако Трутнев заявил, что никакая ставка для супербогатых не принесет в бюджет таких доходов. По его словам, в 2017 году консолидированные доходы федерального бюджета от сбора НДС составили
5 трлн 150 млрд рублей, в то время как НДФЛ позволил собрать меньше — 3 трлн 200 млрд рублей. «То есть если повышать НДФЛ, то тогда надо это делать в отношении всех, кто зарабатывает выше среднего», — поставил точку в дискуссии замглавы Минфина.
Елена Земскова
Источник: