Циклон вызвал подъем уровня рек и наводнения в трех районах Краснодарского края. Больше всех пострадал Туапсинский район: там было частично затоплено 19 населенных пунктов. Еще шесть населенных пунктов затопило в Апшеронском районе, пять — в Сочи, а также железнодорожные станции Гойтх и Пшиш, перегон Туапсе — Апшеронск. В Туапсинском районе нарушено железнодорожное сообщение, в том числе из-за схода селей на станции Чилипси и перегоне Греческий — Кривенковское. Сочи оказался отрезан от центра Краснодарского края.
Известно о гибели двух человек в Туапсинском районе, пострадали еще трое, одна женщина пропала без вести. Многие местные жители сообщают, что потеряли контакты со своими знакомыми и родственниками. «Сильнейший ливень начался днем и продолжался на протяжении нескольких часов. Люди не знали, что происходит и что делать. По городу в бурном потоке плыли автомобили, люди, холодильники, ларьки. Стихия смывала все на своем пути», — рассказал редактор туапсинской газеты «Ваш голос» Дмитрий Косенко.
Более других пострадали населенные пункты севера Туапсинского района, полагает блогер Сергей Вервеин. Как рассказал общественный активист корреспонденту «Росбалта», поселки оказались отрезаны от районного центра. «В Туапсе сейчас восстанавливают то, что было повреждено. Основная проблема — это подтопленные водозаборы, известно, что вырвало кусок трубы. По первичной информации, скорее всего, мы будем без водоснабжения до понедельника. Организован подвоз воды, техническую воду будем в речках набирать. А вот северная часть Туапсинского района оказалась отрезана из-за разрушения моста на Цыпку. Техника со стороны Туапсе туда пройти не может, пока не сделают мост. Железная дорога пока тоже не работает из-за того, что подмыта насыпь. Главам местных поселений приходится самим ликвидировать последствия стихии, насколько им позволяют полномочия и наличие техники на местных предприятиях. Хотя там и предприятий практически нет», — сообщил Вервеин.
По мнению общественника, уже можно говорить о том, что региональные власти не подготовились к возможному удару стихии, не учли последствий предыдущих наводнений. «Этот же мост через Цыпку восстанавливали уже после наводнения 2010 года. Думаю, что можно было предвидеть повторение стихии и продумать инженерные решения, чтобы защитить такие важные артерии, как дорога, которая связывает Майкоп и Туапсе. Но власти в этом плане явно не доработали», — сказал Сергей Вервеин.
Из-за наводнения случилась неразбериха с пассажирами поездов, оказавшихся в этот момент в Туапсе. Люди более суток ночевали в вагонах и автобусах. «Пассажиры находятся в Туапсе со вчерашнего дня. Им обещают, что они, возможно, вот-вот поедут на автобусах. Их то пересаживают из железнодорожных вагонов в автобусы, то из автобусов обратно в вагоны. Насколько я понял, власти играют в бадминтон, и никто не хочет брать ответственность. Горячего питания не было организовано. Людям сказали: кто не хочет ночевать в автобусах или в вагонах, расселяйтесь в гостиницах, но платите за гостиницы сами», — сообщил Дмитрий Косенко. По информации журналиста, в таком положении оказались пассажиры четырех поездов и электричек — как из Краснодара в Сочи, так и из города-курорта на север. Ехать дальше они не смогли из-за размытия железнодорожных путей.
В Сочи резко выросли цены. Председатель общественной организации по защите прав потребителей «Гарант» Дмитрий Ерошенко рассказал, что наибольший рост отмечен на транспорте. «Сегодня прозвучала информация, что цена на авиаперелет „Сочи — Краснодар“ выросла до 15 тыс. рублей. Что касается такси, то и здесь многие хотят нажиться. Если говорить о сетевых службах, например, о „Яндекс-такси“, то у них цена всегда чуть выше при дождях. А если говорить о тех, которые таксуют неофициально, о „бомбилах“, то у них цены заметно повышены», — сообщил Ерошенко.
Общественник рассказал, что в Сочи выросли очереди на автозаправках. «Жители города пугаются, что долгое время не будет сообщения с Краснодаром и бензовозы не доедут. В принципе, и правильно думают. Присутствует ажиотаж, цены, в основном, на несетевых заправках, спекулятивно поднимают», — отметил Дмитрий Ерошенко.
По мнению туапсинского геолога Евгения Витишко, причина случившейся стихии — не только неблагоприятные метеорологические явления, но и неготовность властей им противостоять. «Мы вообще живем в зоне катастрофических наводнений. Ситуации последних пяти-десяти лет, в том числе наводнение в Крымске, показали, что власти в Краснодарском крае не предпринимают никаких предупреждающих действий, не вносятся изменения в генпланы, не принимаются планировочные решения, зато вырубаются леса, а в городах укладывается плитка. От того, что мы не смотрим в будущее, подобные явления будут происходить и дальше», — подчеркнул геолог.
«Людей заранее о надвигающемся ненастье не предупреждали. Работы по очистке ливневой канализации не проводились. Можно сказать, что большинства трагедий можно было бы избежать если бы местные чиновники не относились к своим обязанностям с такой халатностью», — уверен Дмитрий Косенко.
В последние десятилетия чиновники явно перестали заботиться о долговременном развитии подведомственных им территорий, обеспечивать их безопасность на случай ЧС. Они словно идут на поводу у той части общественного настроения, которое просит «сделайте нам красиво», не задумываясь о том, что кроме «красиво» должно быть еще и надежно, и безопасно. Особенно это касается курортных городов. Чиновников такой подход устраивает, потому что они не связывают свое будущее с городами и страной, где работают, и надеются, что на их срок власти ЧС не случится.
«После нас — хоть потоп», — таков принцип жизни многих. Но потопы все чаще случаются уже при нас, а не после…
Дмитрий Ремизов
Источник: