Инфляция на бензиновом двигателе

Топливо стремительно дорожает, а вместе с ним по законам экономики будут повышаться и цены на все остальное, предсказывают эксперты.

Общий рост цен ускорится даже больше, чем покажут счетчики на заправках.

Средняя цена на бензин по стране с 21 по 27 мая взлетела на 1,9%. Причем неделей ранее рост составлял на десятую долю процента меньше. Стоимость литра АИ-92 в среднем превысила 41 руб. — с начала года повысилась уже на 7,3%. Россияне не понимают: как получается, что они не только не выигрывают от роста цены на нефть на мировых рынках, но еще и страдают от этого. Эксперты объясняют, что отечественным нефтяникам до интересов сограждан дела нет, они ищут своей выгоды.

Игорь Рябов, директор исследовательского центра «Промышленность и общество»:

«С 2014 года — в связи с санкциями и спекуляциями — происходит разбалансировка паритета „доллар-нефть“. Мировые цены на „черное золото“ долго держались ниже $50 за баррель, но в последнее время нефть начала расти в цене, когда проекты по сланцевой нефти в США перестали давать прибыль.

При этом у нас в стране была определенная „закладка“ в бюджете на соотношение этого „паритета“ доллара и нефти. В результате роста цен на нефть он был нарушен, что создает риск роста инфляции. Цена на нефть растет, и нефтяные компании консолидированно повышают цены на свою продукцию. За счет прибыли нефтяных компаний пополняется госбюджет, поэтому им дают подзаработать на росте нефти, но — до определенного предела.

Государство не может позволить сильного удорожания бензина, поэтому рост цен на топливо внутри России остановится. Обычно это у нас происходит директивным порядком: на рынке вмешивается ФАС и давит на нефтетрейдеров — не на производителей, а на тех, кто заказывает музыку на этом рынке, кто продает нефтепродукты потребителю. Вмешается ФАС, может, президент или Антон Силуанов, который сейчас отвечает за экономическую политику, и одной из его задач будет привести цены „в соответствие“».

Никита Масленников, советник Института современного развития:

«Причин роста цен на топливо можно назвать несколько. Первая, и пока доминирующая, — это стремительный рост цен на нефть на мировых рынках в последние недели. Это приводит к тому, что экспорт становится выгоднее переработки и продажи на внутреннем рынке.

Вторая причина связана с неопределенностью с налоговым маневром. Отрасль ожидает реализации обещаний правительства завершить маневр в ближайшие годы, но когда конкретно это произойдет — совершенно неочевидно.

В этих условиях производитель старается отыграть максимум в текущей ситуации. Налоговый маневр предполагает снижение экспортных пошлин и повышение НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых — прим.ред.). Поэтому для вертикально интегрированных компаний не вполне понятно, что будет с эффектом от субсидирования нефтепереработки, который существует сейчас. Если его в перспективе не будет, то тогда надо сегодня заработать на ценах. Это бизнес-мотивация, естественная в условиях неопределенности.

Но есть и третья причина: неопределенность налогового режима в ближайший и среднесрочный период притормаживает темпы модернизации нефтеперерабатывающих заводов, потому что не ясно, при каких условиях она произойдет. Может быть, она вообще станет невыгодной, и инвестиции могут не окупиться.

Мы недавно были свидетелями того, как „Роснефть“ перенесла сроки завершения модернизации своих нефтеперерабатывающих мощностей с 2020 на 2027 год. И такой тренд есть по отрасли в целом. А когда модернизация тормозится и даже переносится, то и выход нефтепродуктов либо остается на прежнем уровне, либо остается на том же качестве или может даже сокращаться по ряду производителей.

Стечение всех обстоятельств привело к такому взлету, когда в Москве 42 рубля стоит „92-й“ бензин, и 45 рублей — „95-й“.

В перспективе в ходе налогового маневра Минфин предлагает понизить внутренние акцизы на топливо, и это, естественно, положительно скажется на потребителях, может, отчасти поддержит и переработчиков. Но это произойдет с 1 июля. Лаг переноса акцизов с оптовых цен на розницу по скромным подсчетам составляет где-то полтора-два месяца. Поэтому эффект стабилизации цены мы можем ожидать к концу августа — началу или середине сентября.

В лучшем случае мы увидим стабилизацию цены на уровне конца июня. А вот какой она будет к этому моменту? Надо иметь в виду, что тот же [вице-премьер, курирующий ТЭК и промышленность] Дмитрий Козак, когда говорил о решении по снижению акцизов на моторное топливо с 1 июля, отметил, что, когда это решение разрабатывалось и принималось, ожидался рост цен примерно на 30% до конца года.

На мировом рынке пока заметен тренд на снижение цен. Поэтому повторения апрельского прироста, когда можно было наблюдать рост на 13% по ряду марок бензина, в ближайшее время мы не увидим. Скорее всего будет 2-4%. А дальше все будет зависеть от определенности налогового маневра и возникших на этой основе мотивации компаний заниматься модернизацией своих нефтеперерабатывающих производств»

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик «Финам»:

«Повышение цен на бензин и дизельное топливо связано и с акцизами, и с повышением цен на нефть в условиях слабого рубля. То есть мы видим несколько факторов, которые друг друга усиливают и раскручивают динамику цен.

Это будет иметь инфляционный эффект, потому что цена на нефть, на автомобильное топливо, заложена в себестоимость многих товаров, и в расходах домохозяйств велика доля расходов на топливо. Цены, так или иначе, вырастут на любую продукцию, потому что вся продукция перевозится автотранспортом. В рознице опережающего роста цен на товары мы, скорее всего, не увидим. Однако себестоимость поставок вырастет по таким товарам, у которых большой объем и больший вес на единицу стоимости. Естественно, там больше доля расходов на транспортировку, и их менее выгодно транспортировать: на единицу товара будет больший рост себестоимости.

Но я не жду каких-то критичных с точки зрения макроэкономики тенденций. Если цены на топливо выросли, условно, в диапазоне от 6 до 10%, то, если переложить на инфляцию, эффект будет 0,2-0,3% процента. Кроме того, правительство сейчас хочет снизить акцизы, и поэтому рост цен на топливо будет носить краткосрочный характер».

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК, доктор экономических наук:

«Главная причина роста цен на топливо в том, что у нас достаточно резко были повышены акцизы. Причем, они были повышены с 1 января. Но здесь была особенность: у нас же президентские выборы случились, а потом инаугурация. Поэтому то повышение акцизов на топливо, которое произошло с 1 января, не реализовалось сразу в рост цен. Понятное дело, что не нашлось таких смельчаков, которые повысили бы цены в условиях, когда страна проводит президентские выборы. А когда прошла инаугурация, то все и отпустило, цены резко выросли.

А почему именно налоги играют ключевую роль? Потому что налоги составляют 65-70% в цене каждого литра бензина. Вот если приехал на заправку и заплатил тысячу рублей, то знай, что 700 рублей ушло государству в виде акцизов, НДПИ и других налогов. Если акцизы будут расти и дальше, то и цены будут расти.

Последствия предсказуемы. Цена на бензин сидит в цене каждого продукта. Тем более, когда так резко растут цены, это разогревает инфляционные ожидания.

Общий рост цен, вызванный фактором роста цен на бензин, ускорится не на эту же величину, а даже больше — из-за разогрева инфляционных ожиданий. Вот мы гордились, что у нас годовая инфляция 2,5%. Значит, не будет в этом году такой годовой инфляции, а будет существенно выше. Думаю, мы выйдем за 4% по итогам этого года».

Дмитрий Ремизов

Источник: rosbalt.ru

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий