Образование — одна из отраслей социального сектора, которая особенно нуждается во внимании частного бизнеса. Министр просвещения Ольга Васильева на Гайдаровском форуме 2019 привела интересные данные Росстата: в 2017 году средний приток частных инвестиций в отечественную экономику стал самым значительным по объему с 2000 года и составил 59,7%. «Вместе с тем отмечается, что темпы роста частных инвестиций в образование отстают от других отраслей и, что также показательно, от среднемирового уровня», — заявила министр.
Между тем, если рассматривать школу как многогранный процесс, в котором участвуют и дети, и их родители, и учителя, и представители органов власти, мы получим много вариантов для эффективного участия бизнеса. Ольга Васильева уверена: «Рывок можно сделать при помощи российских бизнесменов — вкладывать в развитие образования в регионах, и через 6—7 лет их инвестиции вернутся».
На сегодняшний день порядка 95% бюджета на образование идет на выплату зарплат сотрудникам образовательных организаций. Если финансирование увеличится (а именно это является целью привлечения частных инвестиций), администрация школ сможет учитывать запросы региональной экономики, демографические потребности, особенности современных детей при разработке образовательных программ.
Но инвестиции не стоит рассматривать как благотворительную деятельность. Это развитие человеческого капитала: бизнес должен понимать, каким образом сможет вернуть инвестированные в образование средства. Прежде всего, это подготовка квалифицированных кадров — людей, которые через несколько лет станут сотрудниками компаний, инвестировавших в их подготовку. Именно поэтому наличие образовательных программ, соответствующих требованиям сегодняшнего рынка, и использование современных технологий в процессе обучения — насущная необходимость.
«Частные инвестиции необходимы для создания в массовой школе современной образовательной среды, — заявил президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников. — Эта среда должна быть цифровой и способствовать формированию у школьников навыков и компетенций завтрашнего дня. Так инвестиции будут способствовать улучшению качества человеческого капитала».
Старшая школа — основной поставщик мотивированных и ориентированных на конкретную профессию детей: именно в этот период они выбирают, «куда пойти учиться», и делают выбор между колледжем или вузом. При этом они могут ориентироваться на потребности бизнеса в специалистах, понимать, какие специальности востребованы, проходить соответствующие стажировки в частных компаниях и выстраивать свой карьерный путь с наибольшей выгодой как для себя, так и для компании-работодателя и региональной экономики в целом.
Второй момент, также тесно связанный с финансированием (вернее, его отсутствием), — отрицательная миграция выпускников школ из регионов. Их стремление уехать в большие города «обескровливает» региональный бизнес, лишает возможности получить качественно обученных специалистов. И здесь частные инвестиции тоже могут стать решением. Бизнес может поддерживать существующие школы, строить новые, возводить инфраструктуру вокруг них — фактически превращать школу в культурно-спортивно-социальный центр, точку притяжения для регионов и городов.
Разумеется, задачу финансирования школ на необходимом уровне невозможно решить в одиночку. Президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников уверен: частные компании должны объединить усилия с государством, создать государственно-частные партнерства с распределенными рисками и зонами ответственности. Это позволит не только внедрить в школах комплексные образовательные продукты, но и обеспечить их реальную эффективность.
Эндаумент, инвестиционный фонд целевого капитала — еще один инструмент, позволяющий частному бизнесу осуществлять эффективные инвестиции в образование. Такой фонд позволяет аккумулировать инвестиции частных компаний и осуществлять эффективное управление средствами, направляя их на самые приоритетные и важные задачи. Владимир Узун, председатель совета директоров АО «Издательство «Просвещение», заявил на деловом завтраке в рамках X Гайдаровского форума: «Системного инструмента инвестирования, особенно в школьное и дополнительное образование детей, пока нет… Всем нам нужны понятные и простые правила, механизмы. Одним из таких механизмов мог бы стать закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) с управляющей компанией, аккумулирующей все лучшие практики, обеспечивающей комплексное управление всеми образовательными центрами и проектами. Таким образом инвестировать в образование смогут не только крупные игроки, и рынок никем не будет монополизирован».
Дарья Истомина
Источник: