Эта схема управления регионами дает и будет давать сбои.
С приходом весны начался новый «губернаторопад»: сразу несколько глав регионов потеряли свои посты, а на их место президент РФ тут же назначил новых «врио».
Потеряли свои должности главы Калмыкии Алексей Орлов, Челябинской области — Борис Дубровский, Мурманской области — Марина Ковтун, Оренбургской области — Юрий Берг, республики Алтай — Александр Бердников.
Во главе Калмыкии встал советник главы Росмолодежи, спортсмен-кикбоксер Бату Хасиков. Челябинскую область возглавил Алексей Текслер, работавший первым замминистра энергетики РФ. В Мурманск поехал Андрей Чибис, трудившийся заместителем министра строительства и ЖКХ, известный всей России как главный лоббист законов о капремонте. Главой Оренбуржья стал Денис Паслер, тоже известный «специалист по ЖКХ» — глава компании «Т Плюс», работающей в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Горный Алтай возглавил Олег Хорохордин, работавший в «ГЛОНАСС».
Политолог Александр Кынев отметил, что слухи о некоторых отставках, например, Бердникова и Ковтун, витали давно, и выбор новых кандидатур тоже особых вопросов не вызывает. «Я пока не вижу ничего неожиданного. Абсолютно все укладывается в тренд, который сформировался за последние два года: назначение, как правило, чужих для региона людей. Они могли быть на предыдущих должностях вполне успешными, но общее у них одно: к региону назначения они не имеют почти никакого отношения. Это было и остается главным, а позиция региональных элит системой игнорируется. Центр назначает людей, которые завязаны на него и больше ни на кого. Продолжается политика, при которой губернаторы выступают в качестве менеджеров, по сути выполняющих технические функции», — сказал Кынев.
Политолог Евгений Минченко тоже считает, что все перестановки прошли предсказуемо. «Отправили в отставку тех, у кого заканчивается срок полномочий и у кого низкие рейтинги, как в случае с Дубровским и Орловым. Или у кого почтенный возраст, как в случае с Юрием Бергом. Или же случились некомфортные скандалы, как в случае с Ковтун. Известно, что сейчас идет судебный процесс над сотрудниками Мурманской администрации, и, хотя у Ковтун были неплохие рейтинговые показатели и поддержка значимых людей в федеральной элите, это создало ей имиджевые проблемы. На место отставленных приходят профессиональные управленцы, которые поработали и в бизнесе, и в федеральной власти», — заметил Минченко.
Политолог Максим Жаров считает, что нынешнее перемещение федеральных чиновников с министерских должностей на губернаторские посты ничем не отличается от перестановок, которые были в прошлые годы. Но уже сейчас можно заметить, что эта схема управления регионами дает и будет давать сбои. Примеры — прошлогодние скандалы в Приморье, Хабаровском крае, Владимирской области, где кандидаты от власти на губернаторских выборах проигрывали местным политикам.
«Эта модель назначения врио губернаторов довольно рискованна, и, как мы видим по выборам прошлого года, не во всех регионах назначенцы приживаются, есть случаи, когда регионы отторгают этих новых руководителей», — отметил эксперт.
Максим Жаров не исключил, что в случае продолжения таких «проколов» Кремль может даже похоронить свое решение о возвращении губернаторских выборов. «В следующем году Кремль может перейти к другой модели управления регионами, и, скорее всего, в этой модели избираемых губернаторов не будет», — сказал политолог.
Жаров полагает, что проблемы у власти могут возникнуть в Мурманской области, где Ковтун долго не хотела уходить, а теперь пришел непопулярный Чибис. «Слухи об отставке Марины Ковтун ходили давно, но она обладала достаточно сильным федеральным ресурсом, который позволял ей удерживать пост. Мурманская область — это достаточно сложный регион. Здесь присутствуют крупные финансово-промышленные группы, есть федеральные игроки — „Росатом“, „Норникель“. Местные элиты достаточно конфликтные и жестко конкурируют друг с другом. Не удивительно, что процесс согласования нового главы занял достаточно долгое время, и Андрей Чибис был не единственным кандидатом, но, в конце концов, выбор президента пал на него. Однако на выборах в сентябре Чибису еще придется постараться. Не думаю, что он сразу станет применять к Мурманской области какие-то свои схемы работы по министерству ЖКХ, но, тем не менее, мурманчане не будут рады еще одному губернатору-варягу. Они устали от того что федеральный центр посылает им губернатора, к которому они вынуждены долго и тяжело привыкать», — отметил Жаров.
Одной из обсуждаемых тем стала принадлежность новых назначенцев к тем или иным олигархическим группам: кто из них выиграл, а кто проиграл. В случае с новым главой Оренбуржья Денисом Паслером наблюдатели отметили, что руководимая им компания «Т Плюс» основана как «дочка» группы «Ренова» Виктора Вексельберга. Но Жаров напомнил, что в 2018 году начался переход «Т Плюс» в структуры «Газпрома», и назначение Паслера — это, скорее, уже успех «Газпрома».
«Кандидатура Паслера, наверное, вышла вперед благодаря тому, что внутри „Газпрома“ происходят серьезные внутренние, тектонические процессы, идет обновление кадров, и есть претензии к „Газпрому“ со стороны федерального центра. Сейчас „Газпрому“ и его кандидатам нужно каким-то образом укрепляться в регионах», — пояснил Максим Жаров.
Свои межолигархические «расклады» имеет и приход Алексея Текслера в Челябинск. На работу в правительство РФ он в свое время перешел из структур «Норильского никеля».
Бывший губернатор Дубровский был «неизбираем», считает директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов, и в Кремле решили не дожидаться сентябрьских выборов, а поменять руководителя сейчас. «Кандидатура преемника — достаточно интересная. Предполагалось, что регион останется в сфере интересов Виктора Рашникова — владельца Магнитогорского металлургического комбината. Но, как видим, пришел человек из „Норникеля“. Это говорит о том, что „Норникель“, вероятно, будет запускать свои проекты в регионе. И теперь ключевым фактором станет то, как Алексей Текслер выстроит отношения с местными элитами и непосредственно с Рашниковым», — отметил Фетисов.
На фоне всех этих перипетий особняком стоит смена главы Калмыкии. Говоря про Бату Хасикова, прежде всего, обращают внимание не на его работу советником главы Росмолодежи, а на спортивное прошлое.
Назначение спортсмена, представителя силовых видов спорта на пост главы Калмыкии выглядит как ирония, но имеет свою символичность, считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», новый глава призван сменить методы управления республикой.
«Ранее пост главы Калмыкии уже занимал профессиональный спортсмен, правда, шахматист — Кирсан Илюмжинов. После него республику возглавил профессиональный экономист Алексей Орлов. Сегодня ее возглавил профессиональный борец. Приход спортсмена, но не интеллектуала и стратега, а из силовых видов, видимо, демонстрирует направление модернизации, которое указывает Кремль. Орлову ставили в вину то, что он довольно слабо проводил политику федерального центра, не выдерживал высокие рейтинги партии „Единая Россия“ и федеральной власти. Очевидно, Бату Хасиков должен действовать более силовыми способами и более жестко выстроить вертикаль власти для подчинения Москве», — сказал Илья Гращенков.
Эксперты в нынешних отставках не увидели ничего экстраординарного: Кремль смахнул с доски ослабшие фигуры и поставил на их место новых менеджеров. Подавляющее большинство жителей регионов, «осчастливленных» перестановками, ранее ничего не знали о своих новых руководителях, а в силу их технической функции — могут ничего и не узнать.
Дмитрий Ремизов
Источник: