Депутаты надеются, что им позволят не только контролировать исполнение нацпроектов, но и допустят корректировке их параметров.
Вице-премьер Татьяна Голикова в среду рассказала в Госдуме в рамках «правительственного часа» о реализации национальных проектов. Событие примечательно уже тем, что не так давно по инициативе спикера Госдумы Вячеслава Володина с парламентской трибуны с позором был изгнан министр экономического развития Максим Орешкин — якобы за неподготовленность к докладу как раз по этой же теме
Министр тогда утверждал, что говорить по большому счету еще не о чем, так как реализация нацпроектов только началась. Орешкин был готов отчитаться только по одному из них, касающемуся развития малого и среднего бизнеса. Но депутаты во главе с Володиным фактически поставили под сомнение компетентность федерального министра, который, по их мнению, должен отвечать за экономическое развитие страны в самом широком смысле, включая и нацпроекты.
Надо сказать, что конфликт достаточно быстро замяли, хотя эксперты предположили, что подобные стычки между правительством и парламентариями будут происходить и впредь. Причины назывались разные — от твердого желания Володина повысить субъектность Госдумы до его не до конца удовлетворенных политических амбиций.
К Голиковой же на Охотном ряду относятся более чем положительно, да и ей самой, судя по всему, нравится работать с депутатами. Перед назначением в правительство на высокий пост она, напомним, возглавляла Счетную палату (этот орган подотчетен парламенту) и, выступая с прощальной речью на Охотном ряду, не скрывала слез.
Эмоциональность Голиковой тронула парламентариев. Разве можно после такого указывать на дверь? К тому же вице-премьер всегда открыта для контактов и этим, надо заметить, активно пользуются на Охотном ряду.
Так что в среду Голикова пришла к парламентариям в светлых одеждах и таком же настроении. Рассказать она решила про основные подходы к реализации нацпроектов, которые Голикова курирует в правительстве: «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука». А поскольку значимой фактуры по этой теме еще не набралось, то вице-премьер вызвалась поговорить также и о национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года.
Так что говорить можно было долго, чем Голикова и воспользовалась. Володин же в какой-то момент ее выступления и общения с депутатами был вынужден отлучиться из зала заседаний для встречи с президентом Анголы.
Доклад вице-премьера разве что с большой натяжкой можно было назвать содержательным, но депутатов это не смутило. Вслед за Голиковой они охотно рассуждали о проблемах социальной политики в РФ но, по большому счету, в целом, а не по существу. Хотя, как известно, на реализацию только этих четырех нацпроектов в ближайшие шесть лет решено потратить более шести триллионов рублей.
Голикова признала, что работа начинается в сложных демографических условиях. Смертность по итогам прошлого года выросла в 32 регионах страны, а рожать, по сути, некому. Репродуктивные способности российских женщин снижаются, первого ребенка они теперь предпочитают рожать в возрасте 25-34 лет, сказала вице-премьер. При таком раскладе шансы на появление в семьях второго и последующего детей резко снижаются.
Общие слова вице-премьер произнесла и о программах «бережливых поликлиник» и «земских учителей», планах провести диспансеризацию 62 млн человек и т. д.
Лишь несколько депутатов попытались поставить вопрос ребром, призвав вице-премьера к конкретным ответам. Так, «эсер» Олег Шеин назвал прошедшее повышение пенсионного возраста в стране «экспериментом» и спросил, пойдет ли правительство на попятную, если выйдет так, что предпенсионеры останутся без работы. «Это не эксперимент», — отрезала Голикова и сообщила, что тщательно следит за ситуацией на рынке труда, а также готова обсуждать все возникающие в этой связи проблемы.
«Мы ожидали отчет о социальной работе, а не набор мер, устремленных в будущее», — набрался смелости и высказал свои критически замечания в адрес Голиковой коммунист Алексей Куринный. Он предложил поговорить о насущных проблемах — снижении на 11% реальных доходов населения за последние несколько лет, росте цен на товары и услуги на 27%, почти 20 млн человек, живущих в России за четой бедности (а по западным меркам просто нищих), закредитованности граждан в объеме 16 трлн рублей.
«Все это вкупе можно охарактеризовать как социальный геноцид», — сказал Куринный. А потом добавил, что сами нацпроекты — это «всего лишь попытка сгладить сложившееся положение». «Это деньги, собранные же с наших граждан и бедные в очередной раз заплатят больше, чем богатые», — заявил он.
Но при этом большинство депутатов хотят, чтобы им позволили не только контролировать исполнение нацпроектов, но и допустили к корректировке их параметров. Так что ссориться с Голиковой они не хотят. Тем более что та заверила, что правительство «не слепое и не безглазое». «Не только деньгами можно решить стоящие проблемы, а и эффективной системой управления и использования ресурсов. Мы открыты к обсуждению», — в который раз заверила вице-премьер. На том и успокоились.
Елена Земскова
Источник: