Большинство сограждан положительно оценивает позиции России на мировой арене, но только треть опрошенных ВЦИОМ считают нынешним приоритетом целей для страны возвращение России статуса супердержавы. Люди отдали предпочтение процветанию: 45% заявили о необходимости стать одной из 15 наиболее преуспевающих стран мира. Для сравнения в 2014 году 52% опрошенных говорили, что «членство в клубе» ведущих стран может быть обеспечено прежде всего за счет развитой экономики, еще 42% мечтали о сильной армии. Сейчас значимость этих факторов существенно снизилась (33% и 19% соответственно). Важнейшим люди теперь считают высокий уровень благосостояния граждан — 43%. Данные Росстата говорят о том, что значительная часть российских семей живет в жестком режиме «от зарплаты до зарплаты»: доходов хватает лишь на самое необходимое.
Соломон Гинзбург, президент фонда социально-экономических и политических исследований «Региональная стратегия»:
«Мы видим тренд и необратимую тенденцию. Второго „Крыма“ не повторится. Никто не станет развязывать ядерную, третью мировую войну для того, чтобы сплотиться еще теснее вокруг „вождя“.
Люди же сейчас, примерно с осени 2018 года — это показывают исследования, — тратят значительно больше, чем зарабатывают. О чем это говорит? О том, что люди залезли в свои кубышки. Кто-то — в „гробовые“, кто-то — „на черный день“. Это означает, что они не верят в то, что государство сможет обеспечить им достойную зарплату и вообще какую-то зарплату, потому что нет уверенности в том, что ты уцелеешь на своем рабочем месте. И это закономерно — на смену всякого рода мечтаниям, заветным желаниям о том, чтобы быть великими от Земли до Плутона, покорять Марс, приходят вполне реальные нужды: где взять деньги на то чтобы лечиться, потому что бесплатное здравоохранение в отвратительном состоянии, где брать деньги на оплату дополнительного образования для своих детей и внуков.
В Калининграде до сих пор не построен онкоцентр, хотя болтовня о нем идет в течение многих лет, и люди думают, где найти деньги, чтобы лечиться в Петербурге. Зато мы находим по 350 млн рублей ежегодно на содержание такого циклопического сооружения в Калининграде, как стадион. То есть мы живем в ситуации абсурда.
Но мы все-таки европейская страна, а не восточная деспотия. Практика заставляет как-то потихоньку отрезвляться и не верить лживым бредням телевидения, которое в течение многих лет вдувало дезинформацию, разжижая мозг человека. Поэтому чем дальше, тем будет жестче, и я не исключаю, что дело дойдет до столкновений с властью. А все это связано с тем, что уходить надо вовремя.
Однако власть окончательно впала в состояние аутизма. Она не слышит и не хочет слышать. Она живет по принципу „глухой хирург наркоз не применяет“».
Василий Колташов, руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества:
«Я думаю, что существует единство в запросах российских граждан — такое, с которым власти не всегда хотят считаться. Это единство предполагает решительную защиту национальных интересов во внешней политике, но так, чтобы население выигрывало от этого. Чтобы люди жили лучше и чтобы уровень жизни рос. Так, чтобы эта политика не превращалась в формулу „пушки вместо масла“, а чтобы она решала задачи развития национального производства и повышения уровня жизни россиян. То есть люди хотят, чтобы Россия была великой державой, но при этом они хотят ощущать это величие на своем кармане. Они не хотят быть теми, кто просто оплачивает это величие.
Естественно, если людей спросить, чего вы хотите — чтобы Россия была великой или чтобы вы были богатыми — они ответят: конечно, чтобы мы были богатыми. Но это как раз такой социологический трюк, который разделяет то в общественном сознании, что существует в некоем единстве.
Власти этот общественный запрос слышат в той степени, в которой он озвучен. Но дело в том, что россияне говорят об этом шепотом, и власти должны иметь очень хороший слух, чтобы это услышать. Говоря иначе, у нас общество не так активно, чтобы выражать требования достаточно громко и навязчиво. Это, скорее, пожелание людей к властям. И власти это пожелание слышат, но действуют они следующим образом: говорят — ну, как в вашем регионе уровень экономического развития поднимется, так поднимутся и ваши доходы… То есть чрезвычайных мер, которые бы повысили уровень жизни россиян, политики создания новых рабочих мест, стимулирования внутреннего спроса в единстве с развитием внутреннего производства у нас нет.
Да, государство слышит. Но, во-первых, слышит плохо, потому что сказано это негромко. А, во-вторых, действует очень ограниченно: сохраняет выдачу материнского капитала, делает так, чтобы семьи получали льготные ипотечные кредиты… То есть предпринимает частные действия, которые немного облегчают положение части населения, но ситуацию принципиально не меняют, не улучшают. И это проблема государственной политики.
Государство делает мало, хотя может гораздо больше. Но граждане сами не требуют этого достаточно решительно. Вот если бы они активно участвовали в политической жизни, создавали политические движения, собирались в клубы, обсуждали — а какие решения могли бы повысить зарплаты в нашем регионе, какие рабочие места нужно и можно создать, какие инвестиции государство должно поощрять и само производить, — тогда чиновникам пришлось бы двигаться в этом направлении. Но пока этого нет. Люди, скорее, ждут, когда власти выполнят их пожелания. Ну, и власти не очень торопятся. А куда им спешить?»
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций:
«Определенные тенденции ярко выражены последние полтора года. Ставка на сильные внешние позиции присутствовала всегда, но сейчас происходит актуализация внутренней повестки, прежде всего, социально-экономической. Это связано с тем, что последние несколько лет реальные располагаемые доходы населения фактически не растут. К этому накладываются история с пенсионной реформой, рост цен на нефтепродукты, поднятие НДС и иные процессы. В результате запрос на социально-экономическое благосостояние серьезно увеличился, „мобилизационная схема“ себя исчерпывает. Поэтому граждане РФ оценивают власть не только по усилению внешних позиций — люди к этому привыкли, а по улучшению благосостояния, по социально-экономическим маркерам.
Это особенно актуально на фоне запроса на региональную власть в рамках последних избирательных кампаний. Последняя кампания показала, что только немногим губернаторам, которые шли на второй срок, удалось ее пройти.
Часть граждан находится в режиме экономии, который предполагает попытки пересидеть неблагополучную экономическую конъюнктуру. И граждане уже устали экономить, они ждут конкретных решений в социально-экономической сфере. Отсюда возникают запросы на более эффективную экономику, а также антикоррупционную кампанию, особенно на региональном и муниципальном уровне.
Все это происходит на фоне разочарованности, которая случилась после пенсионной реформы, — особенно в поддерживавших власть группах в возрасте „35 плюс“. Президент РФ во время прямого обращения взял личную ответственность за пенсионную реформу и тем самым признал провальные недоработки в нижестоящих контурах, например, в Кабмине, который не объяснил населению, зачем нужна эта реформа, и не придумал схему ее мягкого проведения. Последним интерпретатором стал президент, и уровень его поддержки, доверия начал снижаться. В результате, социально-экономическая сфера „висит“ на первом лице, а запросы к власти более артикулированы. В целом требования к исполнительному блоку очень серьезны. Теперь нельзя просто выплыть на рейтинге президента.
Как власть будет из этой ситуации выходить? Без экономического развития будет сложно обеспечить благосостояние населения. Следует форсировать нацпроекты, но административные издержки и задержки приводят к тому, что они исполняются очень медленно. А впереди — парламентские выборы, когда рейтинг власти окажется под давлением. Времени, за которое нужно стабилизировать рейтинги и обеспечить ощущение поступательного развития, осталось мало».
Дмитрий Ремизов
Источник: