Госдума запретила «группы смерти» в Интернете и ввела наказания для «дистанционных убийц».
На Охотном ряду посетовали, что в России нет оптимистично направленной системы воспитания от детского сада до вуза.
Пакет из двух «антисуицидальных» законопроектов заручился в пятницу при принятии Госдумой в третьем, окончательном чтении единогласной поддержкой депутатов. Оба документа состоят по большей части из запретов и наказаний за склонение и доведение до самоубийства детей, в том числе посредством размещения информации в интернете.
Их инициатором выступила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, впоследствии к ней присоединились еще около ста депутатов. Документы появились на свет после публикаций в СМИ, в которых рассказывалось о промышляющих в Сети «группах смерти» и игры «Синий кит», которые провоцировали подростков на самоубийства.
Обсуждение законопроектов в Госдуме отличалось повышенной эмоциональностью. Так, глава думского комитета по делам семьи Тамара Плетнева рассказывала депутатам, как доводят российских подростков до смерти при помощи интернета. «Ну что это за люди, вообще?!», — не скрывала своего возмущения депутат.
Яровая говорила, что пакет законов носит комплексный характер и направлен против «дистанционных убийц». Многие депутаты излагали конспирологические версии. Они убеждены, что организаторы таких «групп смерти» действуют не просто так — у них есть не только мотив, но и финансы. При обсуждении обращалось внимание на то, что особенно активно такие группы работают почему-то именно в России и на постсоветском пространстве. А поскольку под прицелом оказывается неокрепшая молодежь, то вместе с ней убить хотят будущее страны, говорили в Госдуме.
По этой причине депутаты решили бороться за российских детей с суицидальными наклонностями, как за своих родных. Тем более, что статистика в России, мягко говоря, неутешительная. По словам Яровой, только в 2016 году 720 мальчиков и девочек совершили самоубийство.
Непонятно, сколько из таких случаев стали результатом общения в суицидальных пабликах. Такой статистики нет, говорят депутаты. При этом они не забыли, что когда-то уже отнесли к разряду запрещенной информацию призывы к самоубийству.
По данным Роскомнадзора, только в прошлом году было заблокировано около 5 тыс. подобных интернет-ресурсов.
Однако, по словам Яровой, «до тех пор, пока не будут установлены, изобличены лица — организаторы этой смертельной деятельности, организаторы смертельных киберсект, которые влияют на сознание детей и фактически подводят их к последней необратимой черте, невозможно будет исправить ситуацию».
Новые законы разрешают Роскомнадзору в течение суток проинформировать полицию о фактах распространения в интернете сайтов с призывами к самоубийству и способам его совершения. Также вводится отдельная уголовная ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие его совершению с наказанием до пяти лет лишения свободы.
Уголовный кодекс дополняется еще одной новой статьей «Доведение до самоубийства», устанавливающей повышенную уголовную ответственность за квалифицированные формы доведения до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, если они совершаются в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, беспомощного лица, в отношении двух и более лиц либо носят организованный, групповой или публичный характер.
Отдельно будут наказывать за организацию деятельности, сопряженную с побуждением граждан к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к его совершению. Причем организаторов можно будет привлекать, когда еще отсутствует конкретная жертва преступления, но имеются все признаки склонения лица к совершению самоубийства. Например, созданы сайты с соответствующей суицидальной тематикой либо «игра», предполагающая вовлечение ребенка в суицидальную модель поведения, пояснили в Госдуме.
Покарают не только за вовлечение взрослыми лицами несовершеннолетних в преступную или антиобщественную деятельность, но также и за «совершение иных противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего». Речь идет в основном о «трейнсерфинге» (езде на крышах поездов) или иных видах смертельно опасного «зацепинга», руфинга (незаконного проникновения на крыши высоких зданий) либо в иные занятия, в том числе игры по типу «Беги или умри», когда ребенку предлагается перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом.
Одним словом, депутаты попытались ввести наказание за максимально широкий круг преступных действий в отношении детей и уберечь их от попыток самоубийства. Вот только поможет ли? Многие депутаты сами не верят в спасительную силу запретов и понимают, что для начала неплохо было бы разобраться в причинах, толкающих детей на самоубийство.
«Проблема заключается в особой уязвимости подростковой психики, когда ребенок в рамках эмансипации, ухода из-под контроля родителей, становится жертвой всякого рода влияний. И такие психологические характеристики подростков, как групповая психологическая зависимость, зависимость от референтной группы, особая внушаемость, являются как раз благодатной почвой, для того чтобы подобного рода злодеи, имея умысел уничтожить наших детей, достигали своей цели», — замечает депутат-«единоросс» Николай Говорин.
Другие депутаты связывают причины происходящего с отсутствием у подростков четкой системы ценностей и жизненных приоритетов. «В России нет сегодня продуманной гуманистичной и оптимистично направленной системы воспитания от детского сада до высшего учебного заведения», — говорит коммунист Николай Осадчий. По его мнению, в советское время таких случаев было мало, потому что были детские и молодежные «организации с ориентирами — за справедливость, за созидание, за лучшее будущее в своем Отечестве».
По этим причинам принятые законы, может быть, и позволят привлечь к наказанию виновных в суицидах детей, но проблему не решат. Депутаты же, наверняка, считают, что их миссия выполнена — карать и наказывать всегда легче, чем создавать условия для счастливого детства в России.
Елена Земскова
Источник: