В Германии нынешним летом резко подорожали молочные продукты, и это может свидетельствовать о том, что немецкие фермеры после кризиса перепроизводства приспособились к потере российского рынка.
По данным Федерального статистического ведомства (Destatis), масло в немецких супермаркетах стоило в июне на 60% больше, чем год назад, творог и ультрапастеризованное молоко — на 26%, твердые сыры — на 11%.
Основная причина такого взлета цен — значительное удорожание молока, что плохо для потребителей, но хорошо для сельхозпроизводителей, ведь часть их из-за длительного периода крайне низких цен с трудом сводит концы с концами, сообщает DW.
Так, если год назад молокозаводы закупали продукцию фермеров в среднем по 23 цента за килограмм, то сейчас они платят примерно 33 цента, а на ближайшие 12 месяцев заключают на товарных биржах срочные контракты по 37 центов, отмечает Немецкий союз крестьян (DBV).
Его эксперты объясняют рост спроса на молоко главным образом увеличением производства сыра и особенно масла. Они указывают на то, что пик моды на обезжиренные продукты питания прошел, и потребители как в самой Германии, так и на экспортных рынках ради вкусовых ощущений вновь потянулись как к самому маслу, так и к изделиям с более высоким процентом жирности. Одновременно пищевая промышленность ради повышения качества своей продукции сокращает использование пальмового масла и активно закупает животные жиры.
Другая причина удорожания молока — сокращение производства. По данным Федерального союза немецких держателей молочного скота (BDM), всего за год, с апреля 2015 года по май 2016 года, в Германии 5 тыс. фермерских хозяйств либо вообще прекратили существование, либо перепрофилировались, полностью избавившись от поголовья коров.
Весьма показательно, что союз BDM ведет отчет крупномасштабной волны разорения или перепрофилирования молочных хозяйств Германии с апреля 2015 года. Это как раз тот месяц, когда в Евросоюзе перестали действовать введенные еще в 1984 году молочные квоты. Таким образом, сами держатели молочного скота первопричиной своих недавних проблем считают именно отмену ограничений на производство молока в ЕС.
В то же время немаловажным фактором, усугубившим ситуацию, стало продовольственное эмбарго России, которое было объявлено 6 августа 2014 года в ответ на санкции ЕС, введенные с 1 августа из-за поддержки Москвой вооруженного конфликта на востоке Украины. Собственно, молочные хозяйства стали в Германии именно тем сегментом аграрного рынка, который реально и ощутимо пострадал от контрмер РФ. Потеря такого важного рынка сбыта, как российский, усилила очередной европейский кризис перепроизводства молока и оказала дополнительное давление на и без того упавшие цены.
В качестве пострадавших от эмбарго часто называют и немецких свиноводов. Однако им доступ к российскому рынку был перекрыт вовсе не контрсанкциями, как многие ошибочно считают, а раньше, еще в январе 2014 года. Под предлогом борьбы с Африканской чумой свиней (АЧС) Россия запретила тогда импорт свинины из всех стран Евросоюза, чтобы этой протекционистской мерой поддержать отечественных производителей.
Президент Немецкого союза крестьян Йоахим Руквид неоднократно жаловался на те потери, которые немецкие производители мяса и молока несут из-за российских импортных ограничений, и призывал к скорейшей отмене санкций ЕС. Но теперь, отметил в конце июня главный лоббист аграрной отрасли, ситуация в немецких молочных и свиноводческих хозяйствах «заметно улучшилась».
Таким образом, существенное удорожание молока в Германии (и тем самым на едином рынке всего Евросоюза) свидетельствует о том, что острый кризис в отрасли миновал, а фермеры в ФРГ и в целом в ЕС три года спустя после введения российского эмбарго приспособились к потере российского рынка.
Источник: