Telegram — не первый и не последний

Эксперты рассказали, почему власти чересчур активно вмешиваются в сферу интернет-индустрии и каковы будут последствия.

Противостояние между Роскомнадзором и руководством Telegram вроде бы завершилось. Глава ведомства Александр Жаров заявил, что все требуемые данные от мессенджера получены, и в ближайшее время Telegram будет внесен в реестр организаторов распространения информации.

Напомним, основатель мессенджера Павел Дуров ранее предупреждал, что блокировка противоречит интересам страны. А в ответ на обвинения в том, что Telegram используют террористы, констатировал, что для решения подобных проблем придется вообще запретить интернет.

Однако в итоге Дуров все же согласился предоставить данные Роскомнадзору, если никто не получит доступа к переписке граждан. «Однако мы не будем выполнять антиконституционный и нереализумый технически „закон Яровой“ — равно как и другие законы, не совместимые с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности Telegram», — подчеркнул он.

Telegram стал не первым мессенджером, который столкнулся с давлением Роскомнадзора — ранее ведомство блокировало Imo, BlackBerry Messenger и Line, а также Vchat за отказ сотрудничать с властями.

«Росбалт» поинтересовался у экспертов, почему власти в последнее время стали активно диктовать правила игры в Рунете и каковы будут последствия.

Илья Чертков, основатель агентства брендинга и коммуникаций:

«Убиваются любые зачатки внегосударственных систем коммуникации и коммерции. Неприятие криптовалют, атака на мессенджеры и анонимайзеры — это просто попытка установить рамки, внутри которых у государства будет ощущение контроля. Но, так или иначе, индустрия устоит, потому что в любом случае государство в России — это самый богатый заказчик. Я могу представить своеобразный общественный договор между отечественными интернет-гигантами и властью, когда первые будут строго соблюдать любые законы и выполнять любые требования безотносительно их смысла, а последние — обеспечивать условия исключительной монополии и защиты от иностранных конкурентов».

Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследования интернета:

«Очевидно, что Роскомнадзор хочет, чтобы глобальные компании работали по российскому законодательству, — желание понятное, хотя и утопичное. Что касается блокировок, даже в Китае их обходят, в России — тем более обойдут. Поэтому, боюсь, борьба с терроризмом тут не при чем. Но для интернет-индустрии любые блокировки — это плохо. Пропадает связность сети, из-за повсеместной необходимости использования VPN и прочих средств обхода падает скорость работы, в том числе и для конечных пользователей».

Артем Козлюк, руководитель проекта «Роскомсвобода»:

«Совершенно ясно, что Роскомнадзор стал лишь инструментом давления на крупные компании. К тому же, я думаю, у этого ведомства нет таких ресурсов, чтобы в один день все федеральные телеканалы рассказали в своих сюжетах, какой вред приносит Telegram в России и как через него контактируют террористы. Роскомнадзору сегодня не выгодно привлекать к себе повышенное внимание такими скандалами. Вариант, что так можно поступать, был одобрен сверху. А раз так, раз время пришло, то можно выдвигать ультимативные требования, а затем переходить к более крупным игрокам вроде Facebook или Google. Такие попытки уже предпринимаются — но более кулуарно.

Ранее Роскомнадзор заявлял, что проведет крупную проверку Facebook и Twitter на соответствие российскому законодательству, но пока этого не произошло. Данные компании не внесены в реестр организаторов распространения информации, поэтому Роскомнадзору ничего не остается, кроме как поставить ультиматум. Отмашку на блокировку еще не дали. Но, я думаю, она вполне возможна. Что касается Telegram, Роскомнадзору было бы отнюдь не в удовольствие осуществлять блокировку».

Павел Рассудов, экс-председатель Пиратской партии:

«Если говорить о будущем Рунета, я не думаю, что могут быть заблокированы крупные сайты вроде Google и Facebook. Все-таки это компании, которые так или иначе пытаются договариваться с государством и имеют большую аудиторию в России. Для них это существенно — сохраниться как бизнес, поэтому они могут идти на различные сделки. В отличие от, к примеру, „Википедии“, сообщество которой заняло довольно жесткую позицию и было неоднократно готово пойти под блокировку. В любом случае это все будет выглядеть очень некрасиво для Роскомнадзора, потому что заблокировать полностью сегодня ничего не получиться. Те, кто захочет получить доступ, сможет этого добиться.

История с Telegram — вопрос не столько цензуры, сколько конкуренции. Этот мессенджер сегодня является вполне себе конкурентом мобильной связи, поскольку звонки там зашифрованы, они безопаснее и дешевле. Все это представляет очень серьезную угрозу для мобильных операторов.

Роскомнадзор же продемонстрировал, что это политический вопрос. Telegram стал важным общественно-политическим каналом связи. Поэтому все заявления про террористов — это отговорки. Террористы не по Telegram общаются, а по телефону».

Никита Кочетов

Источник: rosbalt.ru

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий