Москва посылает вовне сигнал, который можно расшифровать так: «Кто на нас с Пекином?»
Учения «Восток-2018» стартовали 11 сентября на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока. «Основные действия развернутся на пяти общевойсковых полигонах, четырех полигонах ВВС и ПВО, в акваториях Охотского и Берингова морей, Авачинского и Кроноцкого заливов», — сообщил накануне начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов. По его словам, в маневрах примет участие без малого 300 тыс. военных, более 1 тыс. самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, до 36 тыс. танков, БМП, БТР и других машин, до 80 кораблей и судов обеспечения.
Кроме того, как специально отмечается, задействованы будут ракетные комплексы «Искандер», танки Т-90 и Т-80 и другая современная российская военная техника. Российская армия планирует отработать массированные авиаудары, противодействие ракетным атакам, защиту и нападение на группировки кораблей, наконец, десантирование.
Как российские, так и зарубежные СМИ и комментаторы в один голос отмечают, что важнейшей особенностью этих учений будет активное участие в них Китая, как партнера и военного союзника России. Причем, министр обороны Сергей Шойгу, анонсируя параметры учений, специально сравнивал их по масштабности с маневрами «Запад — 1981», которые проводил еще Советский Союз. Тогда, правда, было очевидно, кто имелся в виду в качестве потенциального противника на Западе.
О ком же теперь речь идет на Востоке, с учетом того, что Китай явно выступает как союзник, а не как потенциальный противник, размышляют зарубежные комментаторы и пресса?
Американские издания в первую очередь обращают внимание как раз на тандем России и КНР. В статье в The National Interest отмечается, что важно не количественное участие Китая в учениях, оно в целом небольшое: до 3200 военнослужащих с 90 боевыми машинами, а также 30 самолетов и вертолетов. Существенно другое: Москва не имеет собственных территориальных или иных претензий на Дальнем Востоке, в отличие от Пекина. Значит, делается вывод, Россия демонстрирует готовность помочь КНР защищать ее «ревизионисткие» претензии к соседям, начиная с той же Японии, которая является союзницей США.
Некоторые европейские СМИ в свою очередь оценивают эти учения как мощную пропагандистскую акцию, направленную на повышение престижа российской армии не только за рубежом, но и внутри страны. Так чешское издание Echo24 отмечает, что масштабы «военного» пиара у Китая, России и США сегодня сопоставимы, а вот Евросоюзу надо задуматься, почему он не воспринимается в мире как серьезная военная сила.
В свою очередь французское «Эхо» (Les Echos) считает и эти учения, прежде всего, демонстрацией силы в адрес НАТО, хотя так же, как американские комментаторы, обращает внимание на то, что Москва посылает вовне сигнал, который условно можно расшифровать так: «Кто на нас Китаем?»
Французская Le Monde называет учения «Восток 2018» российско-китайскими военными играми, которые, впрочем, призваны сбалансировать позиции Москвы и Пекина. Россия в экономическом смысле является сегодня по сравнению с Китаем «экономическим карликом» и только в военном плане, хоть ее оборонный бюджет и заметно меньше, может демонстрировать свое равенство. Так что сигнал этот обращен может быть и на самих китайцев.
Наконец, некоторые издания и комментаторы делают акцент на том, что, по их мнению, Россия отрабатывает сценарий агрессивной войны — нападение на «третью» державу. Какую, правда, неясно. К этому общему выводу, например, приходят с разных позиций комментаторы британской The Financial Times и французского Le Nouvel Observateur.
Таким образом, общей версии насчет того, зачем же Россия проводит эти совместные учения с Китаем, тем более именно сейчас, выработать не удалось. Ясно лишь, что зарубежные комментаторы чувствуют в этом открытую угрозу Западу, а также — соседям КНР в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Но уже по вопросу о том, является ли это подготовкой к новой мировой войне, которую ожидают в Кремле, согласия среди комментаторов нет.
Иван Преображенский
Источник: