Правительство жестко отказало депутатам в их желании «проесть» дополнительные доходы, возникшие из-за роста цен на нефть.
Пересмотр федерального бюджета в Госдуме теперь предпочитают называть «настройкой».
Депутаты Госдумы произвели в четверг первую перекройку федерального бюджета на 2018 год. Стоит отметить, что народным избранникам регулярно приходится заниматься таким «текущим ремонтом» — иногда они переписывали бюджет по несколько раз за год.
Но теперь парламентарии вдруг стали избегать таких определений, как «пересмотр», «переписывание» или «перекройка» бюджета. И решили выражаться помягче. Так, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил говорить всего лишь о «точечных решениях по настройке бюджета».
На техническом характере предлагаемых изменений настаивал и Антон Силуанов, пришедший в Госдуму в новом статусе — уже не только министра финансов, но и первого вице-премьера. «Изменения носят технический, уточняющий характер», — заверил он.
Между тем, исправить пришлось почти все основные показатели бюджета — доходную и расходные части, ожидаемый уровень по инфляции и т. д. Причина та же, что и в предыдущие годы — изменение мировых цен на нефть. Дело в том, что при формировании бюджета на 2018 год правительство заложило в него явно заниженную цену — 43 доллара за баррель. Теперь же предлагается зафиксировать ее на отметке в 61 доллар. Также предлагается снизить прогнозируемый уровень инфляции с 4% до 2,8%. Между тем, ожидаемый показатель роста ВВП остается неизменным — 2,1% в 2018 году.
Законопроектом предусматривается увеличение общего объема доходов бюджета на 1,815 трлн рублей, в том числе за счет роста нефтегазовых доходов в сумме 1,755 трлн рублей и прочих доходов в 59,8 млрд рублей.
Силуанов сообщил, что дополнительные нефтяные доходы отправятся в Фонд национального благосостояния, который к концу года подрастет до 3,7 трлн рублей. А вот те деньги, что поступили от дополнительных налоговых и таможенных платежей, пустят на расходы. В рамках бюджета также решено перераспределить еще около 163 млрд рублей.
Приток нефтяных денег автоматически превратил изначально дефицитный российский бюджет в профицитный. Ранее предполагалось, что дефицит бюджета в текущем году составит 1,3% к ВВП, а теперь чиновники ожидают профицита в 0,5% к ВВП.
Маневр бывших коллег по Минфину легко раскрыл новоиспеченный руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин. Он подчеркнул, что законопроектом изменяется «большинство макроэкономических показателей бюджета, причем корректировка не всегда дополнительно обоснована». При этом, по его словам, если бы правительство и дальше продолжило рассчитывать бюджет на основе низких цен на нефть, доходы бюджета к концу года могли бы оказаться выше еще на 1 трлн рублей. «Таким образом, профицит бюджета был бы не 0,5%, как это показано, а около 1,5% ВВП», — подсчитал Кудрин.
Он также указал Минфину на возможные новые ошибки в прогнозах, в частности по росту цен. «Показатели инфляции понижены в бюджете с 4% до 2,8%. Но на второе полугодие могут быть дополнительные инфляционные риски, связанные с ослаблением рубля и также с ускорением инфляции из-за роста цен на бензин», — пояснил Кудрин. Глава Счетной палаты также укорил своих бывших коллег за то, что они не представили расчетов по 217 видам доходов, а это влияет на параметры бюджета, заметил Кудрин.
Из всех думских фракций поддержать соответствующий законопроект в первом чтении согласилась лишь «Единая Россия». Представители же остальных фракций заявили, что им надоело каждый раз переписывать бюджет, который построен на изначально ошибочных прогнозах. «Ежегодно одни и те же системные недостатки — заниженные цены на нефть и всякие заначки, которые скрываются», — возмущался «эсер» Александр Ремезков.
Другие депутаты требовали отменить или хотя бы скорректировать бюджетное правило, требующее направлять дополнительные деньги от продажи нефти и газа в резервные фонды. «Без отмены бюджетного правила ничего не выйдет. Надо взять хотя бы 1 трлн рублей и направить его в расходную часть бюджета, что чтобы вложить в реальное производство», — призвал коммунист Валентин Шурчанов. Он заметил, что резервы США составляют всего 0,6% к ВВП, европейские -6-7%, а России — около 30%. «Давайте сократим их хотя бы до 15%», — просил Шурчанов.
Парламентарии также не поняли, зачем правительство, складывая деньги в финансовую кубышку, одновременно увеличивает заимствования на 278 млрд рублей, раскручивая госдолг.
Насчет последнего вопроса Силуанов пообещал подумать, а вот, что касается пополнения резервов, то тут правительство решило занять твердую позицию. «Сегодня цена на нефть 70 долларов, а завтра — 40. Если мы эти деньги направим на расходы, то создадим риски. Самое же главное, это стабильность и прогнозируемость валюты», — заявил Силуанов.
Кудрин точно мог бы гордиться своим преемником. На вопрос же депутатов, что будет с новыми поступлениями в ФНБ, Силуанов ответил, что их передадут в управление Центробанка. «Банк самостоятельно определяет направление резервов в надежные, высоколиквидные активы, и мы в полном объеме доверяем нашим коллегам», — попутно заметил глава Минфина.
Депутатам, конечно, не понравилось, что на эти деньги чиновники опять скупят какие-нибудь американские ценные бумаги, оставив без дополнительной подпитки сельское хозяйство и другие отрасли, о необходимости развития импортозамещения в которых постоянно только и говорят.
Но вице-спикер Госдумы Александр Жуков объяснил своим коллегам, что Россия начала копить «заначку» впервые за последние несколько кризисных лет. «Если мы вдруг каким-то образом откажемся от резервов в иностранной валюте, мы поставим под угрозу курс рубля. Но главное — мы поставим под угрозу возможность критического импорта. Валютные резервы нужны стране для того, чтобы в любой момент можно было, несмотря на ужесточение санкций и связанных с ними мер, покупать то, что необходимо», — сказал он.
Коллеги Жукова добавили, что если Россия останется без копилки, другие страны и международные финансовые институты вроде МВФ согласится дать в долг только на политических условиях, а это недопустимо.
В итоге в «Единой России» сочли неразумной критику нынешней бюджетной политики. «Именно она обеспечивала нам стабильное существование и выживание страны в условиях экономического кризиса и санкций. И эта политика должна продолжаться», — заключил Жуков.
Елена Земскова
Источник: