На заседании профильного комитета Госдумы депутаты обсудили поправки ко второму чтению скандального законопроекта о крабовых аукционах, и в тот же день, но чуть позже, провели парламентские слушания по этой теме.
Как рассказал журналистам глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, по сравнению с той редакцией, которую приняли в первом чтении, комитетом приняты существенные изменения.
«В частности, мы предложили прямо в законопроекте прописать, что аукционы по распределению квот на добычу краба будут проводиться исключительно в электронной форме. Мы четко прописали порядок их проведения. Компании, которые победят в аукционе, в течение пяти лет должны будут построить объекты, предусмотренные законодательством. Чтобы защитить интересы регионов, допускать до аукционов будут только компании, зарегистрированные в тех субъектах, которые примыкают в бассейну, где ведется добыча краба», — отметил Николаев.
«Более того, чтобы государство получило обещанное, мы прописали следующее: если компания будет нарушать сроки, у Росрыболовства будет право приостановить действие квоты до тех пор, пока суд не разберется в ситуации», — подчеркнул он.
Все эти поправки комитет поддержал. Спешку в принятии закона Николаев объяснил тем, что закон исключительно важен для наполнения федерального бюджета. На этот год уже запланировано в законе «О бюджете» больше 80 млрд рублей доходов от таких аукционов. «Мы понимаем, что в апреле обычно идет уточнение бюджета, и нам очень важно сейчас успеть, чтобы провести аукционы уже в этом году», — рассказал он.
По словам Николаева, участники рынка опасаются, что на аукционах станут распределять квоты и на другие водные биоресурсы, в частности, на рыбу. «Что касается других видов биоресурсов, мы видим, что там уже работают инвестиционные квоты, строятся корабли, и нас заверяют, что сейчас правительство не видит целесообразности в переходе на какие-то другие принципы», — заявил депутат.
При этом есть протокол из Владивостока с заседания под председательством вице-премьера, полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, в котором написано: Минсельхозу, Минпромторгу провести анализ и сформировать предложения по распределению квот в отношении иных видов биоресурсов. Журналисты поинтересовались, как это согласуется с заявлениями депутатов Госдумы и главы Росрыболовства?
Но, по словам Николаева, в этом документе идет речь об анализе действующей ситуации.
На вопрос о том, кто из представителей отрасли поддержал законопроект, кроме Русской рыбопромышленной компании и дружественной ей ассоциации, Николаев не ответил.
Многих пугает, что после краба возможно введение аукционов на другие виды водных биологических ресурсов. Глава Росрыболовства Илья Шестаков в понедельник в очередной раз заявил, что «законодательные инициативы могут вноситься и депутатами Госдумы, поэтому какие могут быть гарантии».
Также Шестаков постарался ответить, почему проигнорировали позицию губернаторов, если вопрос пользования природными ресурсами, согласно ст. 72 Конституции РФ, находится в совместном ведении регионов и Федерации. «Это спорный вопрос», — заметил он.
Но так или иначе региональные бюджеты пострадают от введения аукционов, отметила депутат Госдумы Ольга Епифанова. «Мы все время говорим, что регионы закредитованы. Так вот, этот закон заберет деньги в первую очередь у них», — подчеркнула парламентарий.
«Я с подозрением отношусь к любому закону, который не рассылается в регионы, чтобы собрать отзывы. Как только что-то становится тайным, непрозрачным, рождаются страхи. Почему детали документа скрывались даже от депутатского корпуса? Все данные я лично получала не из Госдумы. Я бы хотела увидеть оценку рисков, просчитанные математические модели, которых до сих пор нет», — заметила она.
Депутат Госдумы Алексей Веллер подчеркнул, что все это время последовательно был против этого законопроекта. Чтобы пополнить бюджет, достаточно было повысить плату за водный биоресурс, добавил он.
Все регионы, которых этот документ касается, выступают против и пишут официальные письма о потерях миллиардов рублей, которые понесут местные бюджеты, заявил депутат Госдумы Андрей Андрейченко. «Обсуждение документа идет некорректно. Не учитываются поступления в региональные бюджеты и социальная нагрузка, которую несет бизнес», — подчеркнул он. В то же время Росрыболовство продолжает утверждать, что позицию губернаторов услышали.
На деле же получается, что сначала Госдума принимает бюджет безотносительно закона, а потом в ударные сроки пытается эти деньги узаконить, приняв под них законопроект, отметил научный руководитель автономной некоммерческой организации «Институт проблем глобализации» Михаил Делягин. При этом сумма, о которой идет речь, это безумные деньги для регионов, но для федерального бюджета — на уровне статистической погрешности.
Вместо того чтобы повысить плату за пользование ресурсами и помочь регионам, государство вводит аукционы, все деньги от которых пойдут в федеральный бюджет. «Все регионы против, но их позицию не учитывают», — подчеркнул Делягин. «Происходит кардинальное изменение правил, которые были установлены и согласованы. После этого говорить о стабильности и долгосрочном планировании не приходится», — отмечает он.
При этом эксперт обращает внимание на разногласия между вице-премьером и главой Росрыболовства: первый говорит, что на аукционах будут распределяться квоты и на рыбу, а второй заверяет, что не будут. Создается ситуация неопределенности. «Сейчас мы, по сути, возвращаем отрасль в 2000-е», — считает он.
Гендиректор АО «Архангельский траловый флот», которое входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, Алексей Заплатин рассказал, что сейчас налоги консорциума в целом составляют 4,1 млрд рублей в год. Из этих денег 1,3 млрд рублей — это рыба, а все остальное — крабы. «Если ставка налога низкая, мы не можем сами себе придумать другую. Увеличьте ставку сбора и пополните бюджет», — отметил он. Инвестиции краболовов в развитие отрасли, по словам Заплатина, уже достигли 12 млрд рублей. «Российский крабовый флот вполне конкурентоспособен по международным меркам. Уже спущен на воду один новенький траулер».
В этом смысле говорить о том, что за 15 лет представители отрасли не построили ни одного корабля-краболова, нечестно, отмечает член Совета Федерации Елена Афанасьева. По ее мнению, цель у законопроекта другая — смена пользователей этих квот. «Нужно мониторить, кто победил в аукционах. Не попадет ли компания, под которую закон продвигают, под санкции», — заключила она.
Несмотря на все это, во вторник закон был принят во втором чтении, при этом 99 депутатов проголосовали против. Третье чтение документа назначили на 10 апреля.
Ася Никитина
Источник: