Московский арбитраж поставил на грань остановки солнечные электростанции, обеспечивающие до 30% собственной генерации полуострова.
В последнее время при рассмотрении экономических споров арбитражными судами Российской Федерации, касающихся правовых последствий отделения Крымского полуострова от Украины и вхождения его в состав Российской Федерации, судебные решения принимаются в пользу украинской стороны, несмотря на явные обстоятельства форс-мажора. Важнейшим экономическим отраслям РК, вырабатывающим электроэнергию, действиями арбитражных судов причиняется ущерб, сравнимый разве что с экономической диверсией, обставленной спорными юридическими формулировками.
Казалось бы, нет ничего важнее в настоящее время, чем обеспечение Крымского полуострова электроэнергией, поскольку РК является энергодефицитным регионом, импортирующим более 80% потребляемой электроэнергии, и поддержка производителей солнечной энергии должна являться одной из первоочередных задач для российского государства.
До вхождения Крымского полуострова в состав Российской Федерации в целях улучшения жизни жителей Крыма международная группа компаний «СОЛАР» в период с 2010 по 2013 гг. построила шесть крупных солнечных электростанций на территории полуострова. Вследствие чего крупнейшими производителями солнечной энергии в РК стали общества с ограниченной ответственностью: «Альфа СОЛАР», «Бета СОЛАР», «Зета СОЛАР», «Гамма СОЛАР», «Краймиа СОЛАР», «Юпитер СОЛАР», «Капелла СОЛАР», «Ориол СОЛАР».
Следует отметить, что указанные компании в условиях тяжелой работы по организации бесперебойного энергоснабжения Крыма (особенного в зимний период) обеспечили электричеством до 40% всех потребителей.
Эти предприятия в соответствии с распоряжением правительства РФ № 2789-Р от 23.12.2016 года включены в перечень генерирующих стратегических субъектов РК, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях осуществления надежного электроснабжения потребителей.
Несмотря на экономические показатели, имеющие важнейшее стратегическое значение в условиях экономической блокады полуострова со стороны властей Украины, арбитражный суд города Москвы (судья Т. Пономарева) в мае 2017 года, рассматривая спор по иску украинской стороны и аффилированного банка, находящегося в Лондоне, о взыскании с производителей солнечной электроэнергии 130 млн евро, принял решение в пользу украинской стороны, инициировав тем самым процедуру банкротства в отношении 8 их 23 юридических лиц — собственников СЭС в Крыму.
Предыстория этого дела следующая. В апреле 2012 года между упомянутыми иностранными банками и предприятиями «Альфа СОЛАР», «Бета СОЛАР», «Зета СОЛАР», «Гамма СОЛАР» был заключен кредитный договор о финансировании указанных обществ на сумму 175000000 евро сроком до 2020 года для финансирования проекта по производству солнечной энергии.
В связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации в ноябре 2014 года на Украине вступило в силу постановление правления Национального банка Украины за № 699, согласно которому все юридические лица, находящиеся на территории Республики Крым, приравнивались к нерезидентам, а по инвестиционным операциям — к иностранным инвесторам. Все предприятия Крыма были перерегистрированы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с циркуляром экономического управления СБУ Украины от 12.01.2015 года за № Ц-7 банкам этой страны предписывалось принять незамедлительные меры по закрытию всех текущих счетов юридических и физических лиц — субъектов Крыма с прекращением обслуживания расчетных операций по текущим счетам при участии банков Украины.
В связи с прекращением поставки электроэнергии с Украины в Республику Крым в ноябре 2015 года энергосистема РК перешла на изолированный режим работы в условиях чрезвычайной ситуации, в результате чего солнечные электростанции стали одним из основных источников выработки электроэнергии, обеспечивали энергией весь регион.
Поскольку данный кредитный договор был заключен до вступления в силу соответствующего закона Украины от 12.08.2014 г. за № 1636-VII, украинский банк, обслуживающий указанный кредитный договор, формально руководствуясь п. 6 постановления правления Национального банка Украины за № 699, под давлением спецслужб Украины без каких-либо объективных причин в одностороннем порядке прекратил осуществление текущих операций по данному кредитному договору, что сделало в дальнейшем невозможным его исполнение производителями солнечной энергии.
Рассматривая экономический спор, суд первой инстанции согласился с тем, что сложившаяся политико-экономическая ситуация стала наиболее вероятной причиной невозможности продолжать выплачивать долг с процентами по кредитному договору, однако не принял во внимание, что указанные обстоятельства по сути являются форс-мажором, что позволяет говорить об освобождении заемщиков от взыскания с них денежных сумм.
Так, во всем цивилизованном мире под форс-мажором понимается непредсказуемое событие, не зависящее от воли сторон, участвующих в сделке, но ведущее к невозможности исполнения договорных обязательств. Формально в гражданско-правовых системах форс-мажор определяется как обстоятельство, которое освобождает стороны, заключившие договор, от ответственности.
Принимая во внимание, что произошедшие государственные изменения в Крыму не могли быть предвидены производителями солнечной энергии, а выводы арбитражного суда города Москвы о наличии оснований к удовлетворению требований в пользу украинской стороны являются вопиющими и привели к преднамеренному банкротству производителей солнечной энергии в ущерб экономике РК. Иначе говоря, совершена процессуальная диверсия, то есть действие, вызванное решением суда, приведшее к разрушению стратегической составляющей экономики РК.
Банкротство станций не только не решит проблему возврата инвестиций международным инвесторам и банкам Украины, но и сделает невозможным обеспечение бесперебойных поставок электроэнергии в энергосистему Крымского федерального округа, чем поставит под угрозу стабильность функционирования стратегических объектов на полуострове, поскольку около 15% потребностей региона в электроэнергии в пиковые моменты потребления обеспечиваются за счет солнечных электростанций.
В сложившейся ситуации, когда запущена процедура банкротства и перерегистрации заемщиков, согласно нормам российского права инвесторы будут вынуждены реализовывать панели и оборудование по ликвидационной стоимости, что приведет к потере этих мощностей для региона.
Мировая практика показывает, что развитие солнечной энергетики невозможно без субсидирования тарифов. Крым является энергодефицитным регионом, отрезанным от системы электроснабжения Российской Федерации. Солнечная энергетика Крыма в 2017 году обеспечила 30% собственной генерации региона. Эффективное использование этих пока действующих мощностей важно для энергобезопасности и жизнеобеспечения Крыма. Полуостров является экологически чистой курортной зоной, и поддержание возобновляемой энергетики актуально для сохранения его экосистемы.
В настоящее время предприятия по выработке солнечной энергии, занимающиеся и разработкой соответствующих технологий ее получения и трансформации, являются жизненно важной отраслью для экономики РК в условиях открытой враждебности украинских властей, связанных с отключением электроэнергии и водоснабжения по ключевым магистралям, существующим со времен СССР.
Изложенное свидетельствует о том, что неприкрытое ущемление государством предпринимателей — производителей солнечной энергии на полуострове Крым, выраженное в принятии априори негуманных и необоснованных судебных актов, в первую очередь негативно скажется на обычных гражданах.
Поскольку любые экономические споры имеют многогранную оценку и могут быть истолкованы в пользу каждой из этих сторон, возникает закономерный вопрос: «Какую ценность несут в себе подобные судебные акты, которые негативно влияют на экономику целого региона?!»
Таким образом, является очевидным, что давно пора ввести какой-нибудь «дресс-код» в процессуальное законодательство для государственной защиты важнейших стратегических отраслей от всякого рода попыток их разрушения.
Источник — ИА «FlashNord»
Источник: