Как изменилась политика ведомства под руководством Вероники Скворцовой, с какими вызовами она столкнется, снова возглавив министерство рассуждают эксперты.
Эксперты вспоминают, чего удалось добиться Веронике Скворцовой на посту министра здравоохранения, а также пытаются сформулировать первоочередные задачи, которые придется решать главе ведомства после переназначения.
В Минздраве Астраханской области отметили системный подход Вероники Скворцовой к переустройству системы здравоохранения. Под ее руководством министерство развивало программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», которые дали регионам возможность решить кадровый вопрос на селе.
«Только у нас за 6 лет в сельскую глубинку пришло работать почти 300 врачей. В 2018 году планируем привлечь еще 76 врачей», — отметил министр здравоохранения Астраханской области Павел Джуваляков.
Возобновленная программа «Земский фельдшер» в этом году позволит привлечь 48 специалистов среднего звена во все районы Астраханской области, и укомплектовать там фельдшерско-акушерские пункты.
С 2013 года в регионе четко работает рациональная схема маршрутизации пациентов в сосудистые отделения, открытые на базе крупных многопрофильных больниц. По оценкам астраханского Минздрава, это позволило в 1,5 раза снизить смертность от острого коронарного синдрома и острых нарушений мозгового кровообращения.
«За такой небольшой срок диагностические ангиографии и рентгенхирургические операции стали рядовой рутинной работой, а пожилой возраст пациентов теперь не является противопоказанием к оказанию высокотехнологичной помощи», — отмечают в ведомстве.
Кроме того, в региональной схеме задействован Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, куда напрямую, по «скорой» поступает ряд экстренных пациентов, например, с острыми нарушениями сердечного ритма.
Сегодня астраханцы получают высокотехнологичную медицинскую помощь на базе 9 областных клиник по 17 профилям. Это больше 100 видов различных медицинских вмешательств. С 2013 года объемы высокотехнологичной медпомощи выросли в регионе в полтора раза.
Пристальное внимание федерального министерства повлияло на развитие онкологической помощи в регионах, считают в Минздраве Астраханской области. Благодаря ранней выявляемости, применению современных высокоэффективных таргентных препаратов смертность от новообразований в регионе в 2017 году — впервые за последние четыре года — снизилась почти на 5%.
«Мы активно включились в реализацию программы Минздрава РФ по борьбе с онкологией. Для своевременного лечения и выявления онкопатологии уже перестроена схема маршрутизации. С января 2018 года обследование пациентов с подозрением на онкологические заболевания проводится в медицинских организациях второго уровня, оснащенных необходимым оборудованием. В течение двух недель с момента постановки диагноза пациент уже начинает лечение в специализированном стационаре», — подчеркнули в ведомстве.
В астраханских ЛПУ набирает обороты еще один федеральный проект — «Бережливая поликлиника». Его ключевой момент — совершенствование технологических процессов в поликлиниках и устранения всех организационных промахов, мешающих людям комфортно получать медицинскую помощь.
Кстати, регионам очень помогла созданная пару лет назад геоинформационная карта страны, на которую нанесены все населенные пункты с численностью проживающих там людей, наличием транспорта, дорог, а также все медицинские организации — от фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) до федеральных центров. Система автоматически вычисляет, сколько времени придется добираться от конкретного населенного пункта до медицинской организации конкретного уровня и профиля. Она показала, где не хватает ФАПов, амбулаторий, где нужно иметь дополнительную поликлинику, какие проблемы со скорой помощью. Сейчас все регионы работают по четким «дорожным картам» и поэтапно закрывают пробелы.
Благодаря комплексной работе в 2017 году Астраханской области удалось выйти на рекордно низкий за последние четверть века уровень смертности населения — 11,4. Столь низкий уровень смертности последний раз регистрировался в Астраханской области 25 лет назад, подчеркнули в региональном министерстве.
«Мы очень оптимистично смотрим в будущее, видим, в каком направлении нам надо развиваться. Наш регион готов и к новым проектам, которые помогут совершенствовать работу отрасли», — отметил Джуваляков.
«Коллеги из федерального минздрава привнесли за эти шесть лет много новшеств, которые лежат в области политики организации здравоохранения», — сказал директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов.
Например, по словам эксперта, нынешняя команда Минздрава поддержала новую систему оплаты медицинской помощи: вместо стандартов оплату стали проводить по клинико-статистическим группам.
«Это дало медицинским организациям возможность маневра. Теперь они могут тратить деньги сверх стандартов, если это требуется пациенту по медицинским показаниям. Потому что стандарт очень ограничивает перечень услуг и время пребывания пациента в больнице. Но иногда, по объективным причинам, пациенты не вмещаются в тесные рамки нормативов. Раньше все, что не входило в стандарт, медицинским организациям не оплачивали. Скворцова и ее команда предложили перейти на клинико-статистические группы, что позволило больницам держать пациента столько, сколько нужно, и лечить его так, как того требует его состояние, а не записи в бухгалтерских книгах», — отметил собеседник «Росбалта».
Вместе с тем, по словам Мелик-Гусейнова, под руководством Скворцовой ведомство сделало ставку на развитие стационарозамещения, развитие первичного медико-санитарного звена — поликлиник и дневных стационаров. «Здесь, может быть, получилось не все так гладко. Но тренд выбран правильный. Теперь нужно ускорять реформу первичного звена. Новому министру много предстоит сделать. До сих пор доминирующими в системе оказания медицинской помощи остаются стационары. Это значит, что медицинская помощь дорогая, непревентивная, экстренная», — пояснил он.
«Требует реформы система ОМС. Она лежит в плоскости более рационального использования средств. К примеру, в некоторых регионах отдельно оплачивается диспансеризация в рамках подушевого финансирования, отдельно оплачивается профосмотр, посещение врача за справкой. Разбитые на небольшие кусочки нормативы финансирования оставляют поликлиникам слишком мало места для маневра. Сейчас поликлиники во многих регионах формально выполняют свою роль, не работают в должной мере на показатели эффективности, по причине того, что они вынуждены по каждому профилю (диспансеризация, посещения) показывать планы. Поликлиники должны руководствоваться такими индикаторами, как домовая смертность пациентов, которые прикреплены к поликлинике, или количество вызовов скорой помощи. Планы заставляют леченые организации заниматься приписками, и эту проблему тоже придется решать», — считает собеседник «Росбалта», относя проблему к тем, которые в первую очередь потребуют внимания главы министерства.
При Скворцовой Минздрав впервые озаботился охраной здоровья, отметил Мелик-Гусейнов. В частности, Минздрав разработал антитабачный закон. «Теперь нельзя курить у метро, на остановках, в ресторанах, и каждый из нас это почувствовал. Зависимость от табака в России снизилась», — добавил он.
«Еще одна из побед, о которой хочется вспомнить, случилась совсем недавно. Мы ее отметили в послании президента РФ. Это запуск целевой программы по онкологии. Онкология для нас — серьезный вызов. Минздрав смог сформулировать проблему. Президент донес ее до общественности, в том числе, профессиональной. Это важно», — заметил эксперт.
Эксперт подчеркнул, что Минздраву предстоит решить вопрос лекарственного возмещения. «Нет единой программы лекарственного возмещения. Все время мы ждем новые даты запуска пилотов в регионах. Пора сделать определенные выводы и запустить программу», — заметил он.
«Снижается общая смертность от всех причин, включая самые сложные — болезни системы кровообращения, онкология. Но это как заслуга Минздрава, так и запрограммированные демографические процессы. В частности, на пике смертности сейчас находятся поколение, рожденное в 40-е годы прошлого столетия. Этих людей в принципе мало: была война, люди, которые должны были становиться родителями, умирали, многие дети, которые должны были родиться, так и не были рождены. Мы наследники этих демографических волн. К своему пику подходит поколение 1950-х, рожденное в те годы, когда в стране был беби-бум. Мы это прекрасно понимаем. Сейчас задача Минздрава — продлить жизнь поколения, рожденного в 1950—1960-е годы прошлого столетия. То есть, упор на профилактику, сделанный Минздравом в предыдущие годы, очень верный», — подчеркнул Мелик-Гусейнов.
«Могу пожелать Веронике Игоревне только удачи. Ей достанется непростой период. Предыдущие годы были более прогнозируемы в плане демографии. Дальше будет сложнее. Очевидно, одним из вызовов для нового министра станет смертность. Сократиться рождаемость, это тоже очевидно. Сейчас в пик репродуктивности входит поколение, рожденное в 90-е годы. Этих людей в три раза меньше, чем тех, кто родился в 70—80-е годы. Для Минздрава это серьезный вызов», — заключил эксперт.
Дарья Истомина
Источник: