Идет отработка действий в ходе большой региональной войны в Азии или в Европе, которая может перерасти либо в глобальную, либо в ограниченную ядерную.
На российском Дальнем Востоке начались крупнейшие с 1981 года военные учения российских вооруженных сил «Восток-2018». Масштаб их впечатляет. Ожидается, что в маневрах примут участие около 300 тысяч человек личного состава, более 1 тысячи самолетов, вертолетов и беспилотников, до 36 тысяч танков, БМП, бронетранспортеров и другой техники, а также около 80 кораблей и судов обеспечения.
Учения «Восток-2018» не только сопоставимы, но по ряду параметров в разы превосходят легендарные учения советской армии «Запад-1981» — одни из самых масштабных военных маневров послевоенной советской истории, когда, как считается, Советский Союз готовился ввести войска в охваченную тогда забастовками «братскую» Польшу.
Причем по численности военнослужащих, участвующих в нынешних военных маневрах, «Восток-2018» превзошел учения 37-летней давности втрое (!). Тогда, по данным главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, в учениях участвовало около 100 тысяч военных, а сегодня, как было отмечено выше — почти 300 тысяч.
Эти цифры очень наглядно демонстрирует уровень милитаризации современной России, поскольку численность населения нынешней Российской Федерации 143 млн человек, а численность населения Советского Союза того времени составляла около 264 млн человек. То есть, по количеству жителей современная Россия почти вдвое меньше СССР, но в военных маневрах сегодня участвует втрое больше военных, чем почти сорок лет назад.
Превосходят нынешние российские учения самые масштабные советские и по другим показателям. В маневрах «Запад-1981» было задействовано 9 тысяч танков, сегодня — 36 тысяч танков, БМП, бронетранспортеров и другой техники. Уступают нынешние «военные игры» маневрам 37-летней давности только по количеству военно-морских сил. Сегодня в них участвует «лишь» 80 кораблей и судов обеспечения, а тогда в Балтийское море вышли 300 кораблей. Впрочем, это объяснимо — учения, проводимые на Дальнем Востоке, по преимуществу сухопутные.
В проправительственных российских СМИ такой масштаб военных маневров объясняют войной в Сирии. Однако очевидно, что такие силы в этой стране никто из тех, кто принимает в ней участие, включая и РФ, применять не собирается. В этом просто нет необходимости. Любые террористические группировки могут быть разгромлены гораздо меньшими силами, а численность вооруженных противников Асада, которые на сегодняшний день еще остались в Идлибе, даже министерство обороны РФ оценивает лишь в 10 тысяч человек. К тому же у них нет ни авиации, ни ПВО, ни почти никакой серьезной бронетехники.
В связи с этим, обозреватель «Росбалта» попросил военных экспертов ответить на вопрос: зачем сегодня проводить столь масштабные «военные игрища» на Дальнем Востоке и против кого они направлены?
«Чем больше, тем лучше», — заявил заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, оценивая масштаб нынешних маневров. По его словам, армия должна учиться воевать всерьез, «а не заниматься непонятно чем, как это много лет делали, и мы, и армии стран НАТО, готовя армии к какой-то загадочной «борьбе с терроризмом».
Сегодня на Дальнем Востоке, по его словам, развернута «нормальная группировка фронтового масштаба». Войска, говорит он, «должны учиться воевать соответственно, то есть готовиться к нормальной войне, для которой армия и существует». Эксперт считает, что это осознали сегодня и в США.
Независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр обращает внимание на слова начальника генштаба ВС РФ Валерия Герасимова о том, что «Восток-2018» — это не учения, а именно маневры, в ходе которых, принимающие в них войска делятся на две условных армии, которые «воюют» друг с другом.
Фельгенгауэр, ссылаясь на обнародованные данные российского Генштаба, говорит, что численность соединений на этих маневрах доведена до 126 постоянно готовых тактических батальонных групп. «К примеру, НАТО развернуло в Польше и Прибалтике 4 таких батальонных группы», — отмечает эксперт. Он согласен с Храмчихиным, что такое увеличение постоянно готовых тактических батальонных групп необходимо «для ведения войны».
Фельгенгауэр объясняет проведение этих маневров именно на Дальнем Востоке тем, что «там, в соответствии с российско-китайскими соглашениями, очень маленькие ограничения».
Эксперт говорит, что нынешние маневры — это отработка действий в ходе «большой региональной войны в Азии или в Европе, которая, конечно, может перерасти либо в глобальную, либо в ограниченную ядерную». В связи с этим, по его словам, во время этих учений «наверняка еще проведут пуски стратегических ядерных ракет морского, наземного и воздушного базирования, как симуляция перехода региональной войны в глобальную ядерную».
Вместе с тем Фельгенгауэр отмечает, что хотя боеготовность Вооруженных сил России за последние годы выросла, «наш военно-технический разрыв (с НАТО) никто не отменял».
Александр Желенин
Источник: